Во вторник Ульяновск встречал Владимира Путина. Правда, визит главы правительства проходил исключительно на левом берегу, на заводе «Авиастар-СП», и касался Ульяновской области только в контексте основной темы развития отечественного авиапрома.
Рабочую поездку премьер-министра освещало около семидесяти федеральных журналистов, пресс-служба и служба протокола правительства РФ работали в Ульяновске с пятницы минувшей недели. Каждый шаг короткого по времени и насыщенного по программе визита был тщательно выверен.
Самолет Владимира Путина должен был прилететь в аэропорт «Ульяновск-Восточный» в 14.30, но задержался на полтора часа. Из аэропорта премьер-министр отправился на завод «Авиастар-СП», где сразу посетил сборочный цех, поднялся на борт самолетов «ТУ-204» и «АН-124-100» «Руслан». Там замгубернатора Дмитрий Рябов презентовал проект «Волга-АвиаКарго» по особой экономической зоне портового типа. Далее глава правительства пообщался с коллективом «Авиастара». Выслушав информацию о средней заработной плате на предприятии – 12334 рубля – и оптимистичное заявление председателя профкома завода о том, что «авиационная отрасль начинает поднимать голову», премьер только кивнул головой, а тридцать минут спустя, в ходе большого совещания, не удержался от комментариев: – Работники предприятия сказали, что гражданское авиастроение поднимает голову. Это приятно слышать, но мы-то с вами знаем, что говорить об успехах пока рано. Отрасль только начинает выходить из системного кризиса, в котором находилась долгое время. В 2007 году основными российскими авиазаводами было выпущено всего шесть самолетов, хотя планировалось вдвое больше. В нынешнем году планируется построить пятнадцать. С такими скромными темпами производства мы не сделаем погоды не только в мировом авиастроении, но и на собственном рынке.
Премьер подчеркнул, что силы российского авиапрома нужно сосредоточить на производстве перспективных моделей самолетов, которые могли бы конкурировать с зарубежными воздушными судами. Имеются в виду самолеты «ТУ-204», «МС-21» и семейство региональных самолетов «Суперджет».
– Взлетная полоса российского авиапрома очень коротка, поэтому все наши планы должны быть реалистичными и хорошо просчитанными, – сказал Владимир Путин. – Критерием эффективности работы должно быть не количество макетов и опытных образцов, а число реально произведенных и проданных серийных лайнеров.
Если наше самолетостроение будет разворачиваться медленно, может быть принято решение обнулить пошлины на ввоз иностранной техники, подчеркнул Путин.
Отчасти это намерение уже реализовано: принято решение на девять месяцев снять таможенные пошлины и облегчить процедуру завоза воздушных судов вместимостью до 19 и свыше 300 человек.
То есть не самого популярного сегмента. Есть мысли отменить пошлины и на импортные комплектующие. Но опять же при условии, что отечественные предприятия не смогут собственными силами ликвидировать существующий дефицит на двигатели. Такая практика может стать для отечественного производителя хорошим стимулом «засучить рукава», считает глава правительства.
Совещание в Ульяновске стало своеобразным отчетом Объединенной авиационной корпорации (ОАК), созданной полтора года назад. В ее состав вошли основные авиационные предприятия России. На базе «Авиастар-СП» была создана центральная сборочная площадка ОАК.
Слово главе Корпорации Алексею Федорову предоставили сразу после выступления премьера.
– Мы принимаем критику, в частности по выполнению планов, но…
– на этих словах трансляция совещания для журналистов, которые заняли свои места перед большим экраном в пресс-центре, была прекращена. Разбор полетов ОАК производился за закрытыми дверьми.
О результатах совещания представителям СМИ сообщили министр экономразвития РФ Эльвира Набиуллина, заместитель министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Под занавес подход к прессе сделал глава ОАК Федоров.
Как выяснилось, все-таки было принято решение о временном распространении нулевой пошлины для закупки иностранных самолетов вместимостью 50 человек. Предположительно, оно вступит в силу с 1 января.
– Это самая чувствительная ниша, где существуют планы ОАК по созданию самолетов «ТУ-134» и «ТУ-154», сказала Эльвира Набиуллина. – Мы должны принять сбалансированное решение, которое, с одной стороны, даст нашим перевозчикам возможность иметь современный парк самолетов, с другой стороны, необходимо стимулировать покупку российских самолетов.
Минэкономразвития собирается разрабатывать механизмы, которые позволили бы соблюсти интересы и той и другой стороны. Подробно об этих «механизмах» министр говорить отказалась.
Алексей Федоров рассказал журналистам о грядущем техническом перевооружении завода «Авиастар-СП».
– Уже сейчас в цехах завода работают новые станки. В конце 2008, начале 2009 года поступит еще 35 новых дорогих обрабатывающих центров. До 2015 года «Авиастар-СП» получит около 900 высокопроизводительных центров, которые заменят несколько тысяч старых металлообрабатывающих станков. Ситуация на «Авиастаре» обнадеживает. Здесь явно просматривается возрождение, – сказал Федоров.
О возможности возобновления производства знаменитого ульяновского «Руслана» глава ОАК сказал следующее: – За то время, что «Руслан» не производился, утеряны многие технологии, которые по большей части не касаются «Авиастара-СП». Прежде всего – это уникальный алюминиевый прокат. По нашим подсчетам, для восстановления производства потребуется полмиллиарда инвестиций. Возвратить их можно только в том случае, если стартовый заказ будет на 40-50 самолетов. Пока таких предложений нет. Но есть иностранные компании, которые занимаются нестандартными перевозками и проявляют интерес к «Руслану».
Алексей Федоров пообещал, что «Авиастар-СП» в ближайшее время будет одним из самых загруженных авиационных заводов. Он станет центром по производству тяжелых и средних транспортных самолетов.
Журналистам сообщили, что материалы совещания в Ульяновске лягут в основу новой редакции федеральной целевой программы по развитию малой авиации.
В ноябре будет принято постановление о придании аэропорту «Ульяновск-Восточный» статуса особой экономической зоны, которая станет уникальным сервисным центром по ремонту и обслуживанию воздушных судов.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.