Десятки садоводческих обществ Ульяновска сегодня на грани распада. И не только из-за нехватки средств, но и из-за внутренних склок и неразберихи. Что приводит к стрельбе внутри дачных сообществ? Как выжить дачному обществу? Рассказывает председатель совета Ульяновского отделения Союза садоводов России Владимир Видманов.
– Владимир Васильевич, финансовая ситуация во многих садовых обществах сегодня критическая. Сломается трансформатор – и дачная жизнь остановится, ведь денег на новый (от 1 до 2,5 млн рублей) нет! Как быть?
– Как ни больно это говорить, но малочисленные садоводческие товарищества вымрут. У них путь сохранения один – замуж выходить за соседние товарищества! Чтобы садовое общество было самодостаточным, в нем должно быть не менее 2-3 тысяч участков. В -Санкт-Петербурге, например, численность участков в одном обществе достигает 60-70 тысяч. Конечно, они могут решить любые проблемы – дороги, водоснабжение, энергоснабжение… Чтобы управлять имуществом общества, нужен грамотный руководитель и бухгалтер, умеющий работать с компьютером, разбирающийся в законодательстве. На мизерную зарплату в мелкое общество опытные люди не пойдут. Поэтому большинство сегодняшних председателей — пенсионеры, которых выбрали по принципу «кто громче кричит».
– Раньше помогала советская власть: строили скважины, дороги, а теперь все легло на плечи дачников…
– Мы многократно обговаривали эти проблемы с губернатором. Подходящие коммуникации должны содержаться за счет муниципальных образований, а то, что на территории садоводческого товарищества, дачники берут на себя. Морозов согласился, дал поручение провести инвентаризацию и передать подходящие коммуникации на баланс поселений. Но ни один клерк губернаторское распоряжение не выполнил! Меня садоводы спрашивают: почему бабушка в деревне за подходящую дорогу не платит, не чистит, не ремонтирует, а садовод обязан это делать?
– А как быть с имуществом, которое внутри дачных обществ и требует дорогостоящего ремонта?
– Ну, извините, мы перешли на рыночную экономику… Нам в советское время многое досталось бесплатно, все это требует ремонта, а садоводы не готовы тратиться на это только потому, что в строительство денег не вкладывали! Но, посмотрите, на левом берегу Волги такие же рабочие без помощи завода (а это рабочие «Авиастара») создали садоводческие товарищества, которые не только в нашей области лучшие, но и по России (Конкурировать могут! Это «Юрманки», «Авиастроитель», «Созидатель», «Луговое», «Степное», «Заречное»… Там не стоит вопрос выживания. Наоборот, инфраструктура развита уже настолько, что начался даже рейдерский захват земель!
– Долгое время шли споры, можно ли прописываться на даче? Чем они закончились?
– Конституционный суд признал право садоводов регистрироваться на дачах. А значит, и медицинское, и пожарное обеспечение обществ должно быть отражено в бюджете муниципального образования. Но беда в том, что даже в черте Ульяновска у дачных обществ нет адреса! В мусульманских странах во время массового движения людей (во время хаджа, например) до мелочей продумывают, где кормить, лечить, спать укладывать… А у нас 300 тысяч человек в выходные выезжают из города, а куда – мэрия об этом узнает, только когда кто-то утонул или сгорел…
– Но, наверное, есть и вопросы, решенные в пользу дачников?
– Есть. В прошлом году, наконец, решили вопрос с железнодорожными платформами. Советская власть их построила. А дальше… железная дорога решила, что содержать их – обязанности дачников. Дачникам это не под силу. Наконец, благодаря губернатору, за счет областного бюджета платформы отремонтировали. Но, что хочу отметить: решение большинства проблем зависит от самих садоводов! Хватит «вариться в собственном соку»! Надо дорогу, электролинию – выходите со своими проблемами в администрацию поселения, добивайтесь, требуйте! Пока инициатива от садовых товариществ нулевая. Дитя не плачет – мать не чует…
– Чем бы вы завершили нашу беседу о проблемах садоводов?
– Само слово «садовод» я бы заменил на «землевладелец». Мы такие же сельхозпроизводители! Технологии, объемы могут быть разные: один 4 гектара обрабатывает, другой – 4 сотки, это их дело, а рынок рассудит, чьи помидоры вкуснее! Но отношение власти ко всем должно быть одно! И «горожане» и «огородники» – равноправные граждане России!