часто ли мы замечаем, какие люди нас окружают? Часто ли обращаемся за помощью к незнакомым или помогаем сами, когда просят нас? В одной из последних “Провокаций” (рубрика в “Молодежной газете») мы просили у прохожих 10 рублей на проезд. И одним из тех, кто не отказал в помощи, был человек, сидящий в инвалидном кресле…
Тогда мне запомнился его взгляд — очень добрый и светлый. Сейчас люди редко так смотрят друг на друга. Даже не дослушав мое лепетание о том, что украли кошелек, он без лишних слов протянул десятку со словами: «Да, конечно…».
Этого человека в Ульяновске знают многие. Или, по крайней мере, видят. Он уже восемь лет сидит в центре города у ЦУМа.
Наше второе знакомство состоялось после выхода газеты, когда я решила подарить ему только что отпечатанный номер. Человек с добрыми глазами, его зовут Игорь, сразу меня признал и заулыбался:
— А я и не знал, что вы меня фотографировали, — засмеялся он.
А потом уже серьезно продолжил:
— Вот ты ушла, а меня потом совесть заела — я ведь даже не спросил, что случилось? Кто украл? Где? А еще подумал: а если бы у меня не было денег — нехорошо бы вышло… Всю ночь ведь не спал, переживал…
— Я, наверное, у вас первая, кто денег попросил? Или подходили раньше с такой просьбой?
— Подходили, и я всегда даю, если есть. Только не пьяным — им все равно от этих денег лучше не станет. А дети если просят, лучше конфету дам, а то купят какую-нибудь гадость…
Вот говорят про некоторых «мухи не обидит». Никогда я не думала, что у этих слов есть буквальный смысл. Когда мы разговаривали, мне на рукав села букашка, и, даже не придав значения, я просто стряхнула ее.
— Тоже убивать не можешь… — заметил Игорь. — Я вот даже комара не трогаю, пусть напьется, только бы не жужжал — раздражает…
Игорь не всегда был таким миролюбивым, в школе у него была репутация отъявленного хулигана. Даже когда весь класс поехал в Волгоград, его не взяли. Учительница побоялась брать на себя ответственность за неуправляемого подростка. Все изменилось в 18 лет, когда он упал с балкона четвертого этажа. Игорь не любит об этом вспоминать.
— Я в армию очень хотел, тогда это было престижно. Считалось, если не служил — то ты не мужчина. Но вот сломался… Когда в больницу попал, ничего не понимал, увидел мать и говорю ей: мол, иди домой, а я поправлюсь и сам приду…
Тогда парень еще не знал, что у него сломан позвоночник, и поправится он не скоро, а уж самому идти и вовсе не придется. Потом были бесконечные восемь месяцев на больничной койке, и итог — инвалидная коляска.
Легко ли жить в нашем городе в инвалидном кресле? Во многих современных постройках сейчас устанавливают пандусы, на новом пешеходном мосту за Волгой, в аптеках, некоторых магазинах…
— Пандусы есть, — улыбается Игорь, — только самому нереально на них забраться, наклон сильно крутой. Я пару раз переворачивался, когда пытался это сделать. Да и помощник нужен неслабый, чтоб и кресло со мной мог удержать, и сам не свалился.
А вообще, Игорь считает, что в нашей стране очень много действительно хороших законов для людей с ограниченными способностями. Только вот добиться их выполнения порой бывает, сложно. Но можно. Все свои права необходимо отстаивать и доказывать, чем он порой и занимается, обивая пороги всевозможных инстанций и чиновничьих кабинетов…
Люди — добрые!
От нужды или от нехватки общения выехал на улицы города — Игорь не говорит. Однако ни разу я его не видела с протянутой рукой. Не просит, не голосит, но, если дают, не отказывается. Зачем обижать че ловека, который хотел сделать добро?
— Место здесь, у ЦУМа, хорошее, и солнечно. Если дождь пойдет, спрятаться можно.
— А не гоняют отсюда?
— Да нет, наоборот, ко мне даже иногда подходят «бравые парни», спрашивают, не обижает ли кто? Может, помочь чем? Иногда, бывало, пристанет кто-то, но меня всегда выручали: то таксисты отгонят, то охрана из магазина, или просто прохожие. Один раз пьяный подошел, даже ударил меня, но его быстро скрутили. А вон, бабушку видишь?
Неподалеку стояла женщина, держа в руках икону и постоянно крестясь, и просила милостыню у прохожих.
— Так она, — продолжил мой собеседник, — вообще кидается, одеялко, что на коленях у меня, пару раз скидывала от злости. Вот видишь, парадокс какой — вроде, с иконой в руках, а творит такое… Но я ее не замечаю, что с нее взять?.. Несчастный она человек, глаза, видишь, какие недобрые…
Игорь понимает любого человека по глазам. Недаром ведь говорят, что глаза -зеркало души. Добрых людей на земле больше, утверждает Игорь, а остальных просто не нужно замечать. Пока мы разговаривали, мимо проходили люди — кто-то ему улыбался, многие здоровались.
И, глядя в его глаза – чистые и светлые
— я понимала, что он прав. Нужно только присмотреться, и увидишь, что мир не такой уж и ужасный, как нам иногда кажется. Ведь даже если у человека с ограниченными возможностями получается не отчаиваться и смотреть на все невзгоды с улыбкой, почему мы не можем?
— Игорь, а вы верите в счастье?
— Конечно, оно — в здоровье, это самое главное! Здоровья вам!
Полина Есина