Творческие союзы, зарегистрированные в области, а также индивидуалы, сумевшие получить официальный статус профессионального творческого работника, смогут претендовать на различные виды бюджетной поддержки. При этом и авторитетные союзы с многолетней историей, и вновь создаваемые объединения будут на равных состязаться за то, чтобы эту поддержку получить.

Такое станет возможным после принятия закона «О творческих союзах и творческих работниках Ульяновской области». Проект закона обсуждался на заседании региональной Общественной палаты 22 сентября и был рекомендован к первому чтению в ЗСО «как можно скорее». Закон представлял разработчик – департамент культуры и архивного дела. По словам директора департамента Татьяны Ившиной, аналогичный федеральный закон уже лет десять как завис в недрах Госдумы, поэтому многие субъекты Федерации такие законы у себя приняли для того, чтобы помочь творческим людям деньгами и льготами.

Основной механизм реализации такой помощи – областные и ведомственные целевые программы, включающие грантовую поддержку проектов, победивших на конкурсе. Механизм конкурсной поддержки проектов, прошедших экспертизу, действует в области и сейчас. В частности, Ившина упомянула областную издательскую программу, позволяющую ежегодно выпускать книги местных авторов: не только художественную, но также краеведческую литературу и справочники. За последние три года финансирование издательской программы выросло с 1,5 млн рублей до 4,5 млн рублей. Теперь уже опробованный механизм будет поставлен на законодательную основу.

Пожалуй, более других в принятии закона заинтересован Ульяновский союз художников. Дело в том, что творческие мастерские, которыми пользуются местные художники и без которых их работа была бы невозможна, пока находятся в муниципальной собственности. По 131-му закону, который целиком вступает в силу с 1 января 2009 года, город должен будет избавиться от этого «непрофильного актива», то есть продать помещения. Художники боятся остаться без мастерских и просят областное правительство взять помещения на свой баланс. Если это произойдет, то закон о творческих союзах позволит области оставить художников в их мастерских, причем на льготных условиях.

Плавная дискуссия в Общественной палате оживилась лишь однажды, опять же с подачи представителей Союза художников (СХ), которые предложили ограничивать создание региональных творческих союзов на том основании, что туда «хлынут недоумки».

«Соберутся три сапожника, придут в регистрационную палату, их зарегистрируют как творческий союз, – предостерег собравшихся председатель СХ Аркадий Егуткин. – А вот у нас, чтобы стать членом СХ, надо проявить себя на выставках высокого уровня». Его поддержал художник Анатолий Ермаков, который сослался на опыт недавно учрежденной премии имени Пластова: «Объявили премию, и пошел поток работ от людей, которые кисть-то взяли в руки месяц назад».

Художникам-членам СХ, вероятно, претит сама мысль, что им придется соревноваться за бюджетную поддержку с неведомыми новоявленными союзами. Татьяна Ившина пояснила, что регистрация творческих союзов и управление этим процессом не входят в компетенцию правительства. Но главное, административно ограничить создание союзов значило бы нарушить конституционное право людей на создание общественных объединений. «Закон будет работать со всеми областными творческими союзами, которые получили регистрацию, – сказала Ившина. – Государственная, муниципальная культура, негосударственные предприятия культуры и творческие союзы сосуществуют на одном поле». Она, впрочем, успокоила Егуткина тем, что «мы направляем проекты на экспертизу вам же, так что враг не пройдет».

Проектный подход в культуре хорош тем, что позволяет творческим людям получить финансирование культурного проекта – при условии, что они сумеют доказать коллегии экспертов, что проект хорош и перспективен. Это шанс для тех, кто знает, что хочет сделать в жизни. И в этом смысле закон теоретически дает равные возможности и маститым «союзникам», и, условно говоря, талантливым выскочкам.

Как следует из проекта закона, любой творческий союз на равных сможет претендовать на участие в целевой программе финансирования, налоговые льготы, даже на имущество. А практически, в такой ситуации особую роль приобретает экспертиза проектов, а именно состав экспертов в конкурсной комиссии. Потому что если, допустим, какой-нибудь Никас Сафронов, аттестовавшись по формальным признакам как профессиональный творческий работник, вдруг захотел бы претендовать на стипендию из областного бюджета, то эксперты из СХ, думается, приложили бы серьезные усилия, чтобы Никаса похерить вместе с его Бельмондо в кокошнике.

Проект закона имеет дело только с творческими союзами и работниками из сфер литературы, искусства и журналистики, то есть не охватывает техническое творчество.

Закон ориентирован только на господдержку и ничего не говорит о деньгах спонсоров и меценатов это предмет другого областного закона, который, по признанию членов Общественной палаты, тоже очень нужен. Закон определяет понятие профессионального творческого работника как человека, который, по сути, кормит себя своим творчеством. Этот статус присваивает специальная комиссия. Получив его, некий писатель-одиночка или гончар-ремесленник смогут рассчитывать на господдержку: стипендию, матпомощь, льготы по аренде или квартплате или даже на довесок к зарплате по основному месту работы. Возможно, это особая форма поддержки людей, которые сами себя трудоустроили при помощи своего таланта и больше всего на свете ценят творческую свободу.

Сергей ГОГИН