26 сентября исполнится 60 лет со дня подписания указа Президиума Верховного Совета СССР о создании Министерства среднего машиностроения (ныне это агентство по атомной энергетике). В новую структуру «для выполнения особо важных государственных задач» были переданы все строительные организации МГБ и военно&строительные части. По долгу службы принявший участие в строительстве крупнейших объектов атомной энергетики страны ульяновец Андрей Перепелятников, подполковник в отставке, вспоминает, с чего все начиналось.

Едва закончилась Великая Отечественная война, как стране была навязана гонка ядерных вооружений.

Создание совершенно новой индустрии требовало строительства множества крупных предприятий. Использовать труд исключительно вольнонаемных людей представлялось делом нереальным, потому в состав создаваемого в 1948 году Министерства среднего машиностроения были включены военно-строительные части.

Отряды военных строителей таким образом пришли на помощь уже работавшим на объектах спецконтингенту (так тогда назывались заключенные) и гражданским специалистам.

Параллельно с сооружением предприятий ядерной энергетики возникала необходимость создания мощных научных центров для ведения исследований в области ядерной энергетики. В середине 50-х было принято решение о создании исследовательского института в Димитровграде. Первоначально строить институт планировалось на южной окраине Димитровграда, вспоминает Андрей Перепелятников. Там в 1956 году и была дислоцирована воинская часть создаваемого Димитровградского управления строительства (ДУС). Но вопросы по строительству НИИАРа еще до конца проработаны не были, работы затягивались. Позже геологи заявили, что на выбранном месте объект строить нельзя. В итоге сформированная воинская часть была переброшена на нынешнее место НИИАРа.

Мощное строительное управление, выполнив основные объемы работ на НИИАРе, участвовало в строительстве жилья и многих гражданских объектов Димитровграда и области, например, ДААЗа, Димитровградского мясокомбината. В Ульяновске военные строители участвовали в сооружении Ленинского мемориала и реконструкции центральной части города.

Во второй половине 70-х годов ДУС было переброшено на массовое строительство Заволжского района Ульяновска. Всего в строительстве авиационного завода и всей инфраструктуры района, вспоминает Андрей Перепелятников, было задействовано более пяти тысяч военнослужащих.

Настоящим испытанием для военных строителей ДУСа стала чернобыльская трагедия. Сразу после аварии туда были направлены специалисты, офицеры и прапорщики военностроительного полка, располагавшегося тогда на улице Мелекесской.

Здесь был создан центр по подготовке офицеров, прапорщиков и военнообязанных, призывавшихся из запаса к работе по ликвидации аварии на ЧАЭС. В числе первых в Чернобыль были командированы ныне покойные командиры части полковник Ветошкин и кавалер ордена Красной Звезды Великанов. Живущий ныне в Чердаклинском районе полковник Семен Тымчук побывал в Чернобыле дважды, за что удостоен ордена Мужества и ордена «За службу Родине» III степени. Прапорщик Олег Кирдянов на ликвидации этой аварии был с июня по август 1986 года – в период наибольшей опасности. Он награжден медалями за отличие в воинской службе I и II степени.

День машиностроения – праздник и для военныхстроителей. Андрей Перепелятников поздравляет своих коллег и желает им новых успешных объектов.

Записал Дмитрий МИНАЕВ