В последнее время Ульяновск прославился на всю Россию своими памятниками и необычными акциями, придуманными областным правительством. А раньше, оказывается, наш город был привлекателен и без этого. Серьезные режиссеры российского кино снимали на гостеприимной Ульяновской земле кадры своих легендарных фильмов.

Под Ульяновском был минский аэропорт…

Все жители областного центра знают, где находится аэропорт «Ульяновск-Центральный». Но мало кто знает, что кадры из знаменитой комедии Эльдара Рязанова 1974 года «Приключения итальянцев в России», где пассажирский самолет приземляется на автотрассу и под ним снуют машины, снимали именно здесь. Ульяновская «бетонка» должна была «играть роль» автострады города Минска. Зрителям этот эпизод запомнился, пожалуй, наравне с моментом, где герои Андрея Миронова и Антония Сантилли рассекают по дну Невы на непотопляемом чудо-автомобиле. Только, в отличие от последнего, «ульяновский» эпизод был снят безо всяких спецэффектов. Взлетно-посадочную полосу замаскировали под шоссе, нанеся разметку. Управлять самолетом должен был Иван Антонович Таращан, тогдашний замначальника школы пилотов гражданской авиации. Решиться на такую рисковую посадку было непросто, и Таращан предложил: «Возьмите в Министерстве гражданской авиации разрешение лететь с нарушением инструкции, и я выполню трюк». Однако в Министерстве ответили категорическим отказом. Тогда Таращан потребовал: «Машины – только легковые, за рулем — только летчики: в чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». Так и сделали — в обход высокого начальства, ведь, как говорится, искусство требует жертв. К счастью, жертв не было. Во время съемок эпизода было сделано шесть дублей, и каждый раз лайнер сажали безупречно. Всего в съемках фильма было задействовано около пяти самолетов — четыре Ту-134 и один Ан-10, с которого велись съемки. Главный герой картины — Ту-134, легендарный борт СССР-65748 — до сих вор «живет» в Ульяновском музее истории гражданской авиации!

…и тульский тоже!

Фантазия другого именитого советско-российского режиссера, оскароносного Владимира Меньшова, превратила все ту же ульяновскую «взлетку» в «фальшивый» аэродром для фильма «Ширли-мырли». По задумке автора, он располагался где-то под Тулой. По сюжету комедии, мошенники, чтобы украсть у военных огромный бриллиант «Спаситель России», выстраивают бутафорский аэропорт «Внуково-2» прямо на шоссе недалеко от тульской деревеньки. Здесь людей с драгоценным камнем встречает «министр безопасности» и забирает у них бриллиант. Когда кортеж лже-мини-стра уезжает, герои узнают, что и аэропорт, и взлетная полоса были всего лишь декорациями… Смогли ли распознать подмену туляки и ульяновцы?..

У актеров, игравших в «Ширли-мырли», остались яркие впечатления о съемках в Ульяновске. Валерий Гаркалин до сих пор*вспоминает в своих интервью комичный случай в нашем аэропорту: «Помните эпизод с «Русланом», из которого выкатывается мощная военная техника? Как всегда в таких случаях, все долго готовились: осваивали объект, инструктировали солдат… Мы с Арменом Борисовичем зашли в самолет, удобно в нем расположились, стали о чем-то беседовать, и вдруг в кабину вошли летчики, самолет тронулся с места и поехал в сторону взлетки. Я понял, что сейчас мы взлетим, и жутко перепугался. Армен Борисович тоже занервничал — мы ведь никуда лететь не собирались. В общем, стали кричать, чтобы нас выпустили. А потом оказалось, что самолет просто устанавливали на удобную для съемки позицию…».

Белоярских мальчишек гримировали до неузнаваемости

Еще один знаменитый фильм снимался в 40-х годах в Чердаклинском поселке Белый Яр. Это было продолжение знаменитой картины «Тимур и его команда». Вышедший накануне Великой Отечественной войны «Тимур» имел такой успех, что его режиссеру Льву Кулешову и автору повести Аркадию Гайдару пришла в голову идея написать и снять продолжение истории, только уже на войне. Написав сценарий «Клятва Тимура», Гайдар погиб на фронте. Съемки было решено перенести подальше от линии огня. Свято веря, что родину Ленина не сдадут ни за что, в Ульяновск тогда вывозили заводы, технику… Сюда же приехала и съемочная группа «Клятвы Тимура». Весть о ней тут же разнеслась по селу сарафанным радио. Местных мальчишек брали в массовку, где они чувствовали себя настоящими актерами. «Разговоров и впечатлений было – на год вперед! — вспоминают дожившие до наших дней «белоярские актеры». — А за внимание главной героини — 12-летней Кати Деревщиковой — мальчишки даже дрались!».

Гонорары сельской детворе платили по тем временам просто заоблачные — 100 рублей в день. Ребятня таких денег и в руках-то никогда не держала! Когда съемки закончились, режиссер пообещал привезти фильм в Белый Яр. Но, конечно же, не привез… Лишь спустя годы бывшие мальчишки из массовки посмотрели «Клятву Тимура», но вот узнать себя на экране смогли с трудом — так хорошо над ними поработали гримеры.

Татьяна КУЛИКОВА