Это главная, по мнению самих чиновников, мера, способная обуздать коррупцию в органах власти. В четверг тема противодействия взяточничеству в регионе обсуждалась на пресс-конференции с участием представителей УВД, ФСБ, прокуратуры и секретаря Совета безопасности при губернаторе Владимира Малышева.

Уровень коррупции в Ульяновской области, признал Владимир Малышев, достаточно высок. Подвержены этому злу практически все сферы жизни, однако коррумпированность ряда отраслей зашкаливает. Согласно опросу общественного мнения, проводимого в области, лидирует в этом списке система здравоохранения, за ней следует образование и правоохранительные органы. По словам Малышева, к группе риска также относятся чиновники отдельных министерств и ведомств. В особенности те, кто принимает решения, связанные с предоставлением различных льгот, выделением земельных участков, арендой зданий и помещений, в сфере ответственности которых находится проведение торгов в отношении имущества, закупка товаров для государственных целей и тому подобное.

Главная проблема, признали собравшиеся, состоит в том, что многие из стремящихся во власть рассматривают ответственные посты в качестве кормушки. Другая часть жаждущих власти людей – состоятельные предприниматели. Многие из них, оказавшись в кресле чиновника, задаются целью не поднять отрасль в целом, а подсобить личному бизнесу. Все это создает благоприятную среду для злоупотреблений.

Угрожающе развилась бытовая коррупция. Дошло до того, что у большинства людей появилась убежденность: без взятки невозможно решить ни один вопрос. В качестве примера Малышев рассказал об обратившейся к нему молодой матери, устроившей своего ребенка в детский сад лишь через взятку. С каким мышлением вырастет малыш, если уже в этом возрасте слышит из уст родителей о «деньгах, положенных на лапу какой-то тете»?

По линии регионального Управления внутренних дел, доложил замначальника областного УВД по вопросам экономической безопасности Вячеслав Недорубков, за восемь месяцев 2008 года было выявлено 114 преступлений, связанных с коррупцией. Из них почти сотня – по фактам получения или дачи взяток. К уголовной ответственности удалось привлечь 21 обвиняемого, 19 из которых взятку получали. Особый интерес – к представителям органов власти. Уголовные дела по фактам получения взяток возбуждены в отношении двух сотрудников Госпожнадзора, на этом же попался один из работников военкомата. В отношении представителей министерства образования аналогичные дела были заведены в отношении трех лиц, нечистыми на руку оказались и восемь работников здравоохранения. Не меньше берут на лапу и в правоохранительных органах – с января по август доказано три эпизода, при этом в роли взяткодателя выступили девять человек.

Следственным отделом областной прокуратуры за этот же период по фактам коррупции было заведено 32 уголовных дела. По словам руководителя процессуального контроля следственного комитета при прокуратуре области Олега Леонтьева, наиболее показательным стало разбирательство по преступной группе, состоящей из сотрудников Засвияжской администрации. Трое заместителей главы района в течение длительного времени собирали дань с предпринимателей, занимающихся уличной торговлей, -в ходе следствия было доказано 47 фактов получения взяток. Пойманы за руку при получении взяток замначальника Управления Роснедвижимости по Ульяновской области, завотделением Центра гигиены и эпидемиологии, начальник управления делами аппарата правительства области, а также начальники милиции Цильнинского и Новомалыклинского районов.

Выявленные факты, признают в правоохранительных органах, все же относятся к разряду исключений, при этом абсолютное большинство случаев взяточничества остаются неизвестными. Кроме того, напрямую к коррупции не относится, тем не менее тесно с нею связан целый ряд должностных преступлений (злоупотребление и превышение полномочий, служебный подлог), которые также совершаются из личной заинтересованности.

На федеральном уровне в ходе проведенного в минувшую среду в Генпрокуратуре антикоррупционного координационного совещания было признано, что проводимая борьба с коррупцией практически не затрагивает высокопоставленных должностных лиц, а раскрываются лишь явные эпизоды, когда «на лапу» берут наличными и напрямую. В связи с этим антикоррупционные меры, предпринимаемые правоохранительными органами в сложившейся ситуации, когда явление угрожает национальной безопасности государства, не могут быть признаны адекватными.

Вадим ПИЛЮКОВ