Положение в жилищно-коммунальном хозяйстве Ульяновской области получает сегодня прямо противоположные оценки. Одни считают, что ЖКХ находится на грани катастрофы.
Не все так плохо, говорят другие: по 185му федеральному закону, например, начат капитальный ремонт домов, чего давно не было.
Градостроительство тоже вызывает много вопросов. В области возводится жилье, другие объекты. Но строительство в большинстве своем ведется какоето лоскутное, без единой концепции. А в последнее время часто сталкиваются в непримиримой борьбе интересы застройщиков и жителей, органов власти.
Одной из структур, которая призвана регулировать проблемы в этих сферах, активно участвовать в разработке соответствующих законов и программ, упорядочить процессы, является комитет Законодательного Собрания по развитию градостроительства и жилищно коммунального хозяйства. Его председатель Александр Молочков считает, что многое зависит от грамотной работы на перспективу.
– Для законодательной власти особенно важно заниматься не только текущей деятельностью, но и перспективной, – подчеркнул Александр Алексеевич в самом начале беседы.
– К ведению нашего комитета относятся вопросы, связанные с функционированием и развитием жилищнокоммунального, топливно-энергетического, строительного комплексов, их государственной поддержкой, реформированием ЖКХ. Сумеем ли мы завтра войти в ту или иную федеральную программу, что для этого потребуется от области? Сумеем установить четкие, понятные и обязательные для всех правила застройки?
Сумеем не только сегодня, завтра, но и послезавтра нормально отапливать населенные пункты, снабжать их водой, газом, электричеством? К сожалению, последние лет десять дальней перспективой никто почти не занимался, преобладало латание дыр. Изза этого возникло много проблем.
Сейчас, на мой взгляд, власть стала чаще задумываться о перспективах, и это большой плюс. Возьмем строительство. В Ульяновской области – одной из немногих в России – в июне был принят Градостроительный устав, разработанный при участии нашего комитета. Устав определяет полномочия органов власти региона в вопросах градостроительной деятельности, документы территориального планирования, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов. Теперь области предстоит делать следующие шаги в этом направлении.
– Какие?
– Необходимо разрабатывать и принимать генеральные планы и правила землепользования и застройки в муниципальных образованиях. Вопервых, все это позволит строго определить с учетом возможностей градостроительное зонирование в населенных пунктах для размещения жилья, промышленных, социальных, коммунальных объектов, зеленых зон. Во-вторых, наличие градостроительной документации является одним из условий участия Ульяновской области в федеральных целевых программах. Например, чтобы войти в подпрограмму «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» в рамках программы «Жилище» необходимо подготовить документацию по планировке территории. В-третьих, грамотное зонирование и упорядочение землепользо вания и застройки позволят остановить развернувшиеся в области процессы неконтролируемой скупки земель сельскохозяйственного назначения без перевода в земли поселений и самовольной застройки.
Сегодня в нашем регионе обновленный реальный генплан имеет только город Ульяновск. На последней стадии принятия такой документ находится в Димитровграде.
– Что можете сказать про димитровградский генплан: ведь он разрабатывался при Вашем непосредственном участии, когда Вы были мэром этого города.
– Генплан хороший. Мы делали его, предполагая рост численности населения в Димитровграде, поэтому выполнение будет зависеть от данного фактора. Если по нынешним средствам рассчитывать генплан, то он будет убогим отражением сегодняшней действительности. Поэтому мы позволили себе в какой-то части пофантазировать – на перспективу.
Но самое главное – четко определили зоны застройки: где пойдет многоэтажное строительство, где – малоэтажное, где – промышленное, где расположатся зеленые зоны.
Сегодня в Ульяновской области 142 поселения (31 городское и 111 сельских) и 3 городских округа нуждаются в разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки. Во всех муниципальных районах документы территориального планирования имеются, но формально. Это проекты, выполненные давно – в период с 1977 по 1985 год.
Того же времени – проекты планировки и застройки, которыми располагают сельские поселения: в основном для бывших центральных усадеб колхозов и совхозов. Эти документы определяли развитие населенных пунктов в соответствии с возможностями строительства того времени, многие решения остались нереализованными, фактическая застройка территории часто не соответствует задуманному. Каких-то сел и деревень сейчас уже не существует вообще.
Практически все муниципальные образования Ульяновской области приняли правила землепользования и застройки на основе старых генпланов, что сегодня нуждается в корректировке или переработке. Согласно федеральному законодательству документы территориального планирования должны быть утверждены в населенных пунктах регионов до 1 января 2010 года. У нас действует целевая программа «Обеспечение территорий муниципальных образований Ульяновской области документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки», однако процесс требуется ускорять. Поэтому меня очень радует, что на последнем заседании нашего комитета мы одобрили поправки в целевую программу, которые увеличат финансирование. Теперь вопрос вынесен на очередную сессию Законодательного Собрания.
Общая сумма, заложенная на программу, составляла 176,1 миллиона рублей. На 2008-09 годы предусматривалось выделить 38 млн рублей, по итогам исполнения облбюджета в I квартале 2008 года добавлено 10,95 млн рублей. Теперь удается изыскать еще 11,79 млн рублей за счет экономии по другим статьям расходов и перераспределения средств.
Это позволит разработать дополнительно 31 генеральный план сельских поселений при условии софинансирования из местных бюджетов. Всего же по программе в 2009 году необходимо разработать 90 генпланов сельских поселений.
– После принятия областного Градостроительного устава ситуация вокруг «точечной» застройки в Ульяновске обострилась. Люди даже проводили акции неповиновения. Устав что, всех проблем не решает, или в нем есть лазейки?
– Теперь этих лазеек, надеюсь, нет. Хотя желающие все равно какнибудь обойти закон, наверное, найдутся. Другое дело, что закон обратной силы не имеет и на принятые ранее градостроительные решения повлиять не может. А прежние вопросы по «точечной» застройке действительно обострились. Выход один: надо каждый адрес рассматривать индивидуально, с участием согласительной комиссии. Я соглашусь, что, видимо, есть где-то на самом деле злоупотребления при выборе земельных участков под застройку. Но есть и так называемый местечковый эгоизм: не хотят жители близлежащих домов, чтобы рядом появилось еще здание, хотя оно имеет право быть.
Конечно, если по генплану здесь зеленая зона – другой разговор. Или категорически нельзя ставить, например, магазины на детских площадках – это преступление. Но когда рядом просто пустырь со свалкой, когда коммуникации позволяют…
Градостроительный устав вместе с генпланами населенных пунктовэти вопросы в основном снимет.
– Как Вы оцениваете ход капитального ремонта жилья, который сейчас идет в области с помощью средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ФСР)?
– Начало работам положено. Я видел, как они идут в Барыше, в Димитровграде – делается хорошо.
Важно, что дело сдвинулось с мертвой точки. Но выделенных области в 2008 году федеральных средств катастрофически мало. Ведь большинство домов в Ульяновской области как раз подошли сегодня к черте, когда им требуется капитальный ремонт. Почти одновременно. Чем дальше откладывать, тем больше вырастет проблема. А если мы не сможем добиться в будущем увеличения финансирования из ФСР, то, судя по нынешним деньгам, справимся с ремонтом только 3-4 процентов жилого фонда от нуждающегося.
– Ваш коллега по депутатскому корпусу и по комитету ЗС Вячеслав Алексейчик предлагает принять обращение к федеральным органам по поводу недофинансирования капремонта жилья.
Предлагает признать невыполненный объем работ внутренним долгом государства перед собственниками жилья, разработать дополнительные госгарантии. Вы с ним согласны?
– Мы рассматривали обращение на комитете, и, по большому счету, я с ним согласен. Но решили еще рассмотреть на депутатской фракции «Единой России» в ЗС и потом определиться, что делать. Хотя все это напоминает, наверное, очередной «плач Ярославны», как сам Вячеслав Валентинович говорит. Ведь подобные обращения мы принимаем десятками, а результат почти нулевой.
– Каким ожидается дальнейшее участие Ульяновской области в программе капремонта жилья по 185-му закону?
– Условия получения федеральных денег из ФСР с каждым годом будут строже для регионов. По выбору собственниками частных управляющих компаний и ТСЖ в системе ЖКХ. По монетизации льгот за коммунальные платежи. Но заявку обязательно будем подавать и, думаю, в программу войдем, поскольку основные требования Центра нами выполнены, а в остальном подтянемся.
Надеюсь, что и средств из ФСР удастся в дальнейшем получать больше.
– Кроме домов, нуждающихся в капитальном ремонте, в области много ветхих и аварийных зданий, откуда людей надо просто переселять. Пока темпы переселения очень низки: по-хорошему, их надо бы увеличить в десятки, а то и в сотню раз. Вы видите какой-то выход – хотя бы на перспективу?
– Сложнейшая проблема. Если бросить все это только на муниципалитеты, они просто не выдержат.
Опять приведу пример Димитровграда, так как работал там мэром. В городе сейчас начали строить социальное жилье, чтобы бесплатно давать квартиры очередникам: один дом уже достраивается, разрабатывается проектно-сметная документация на другой. Но это не выход, когда на очереди стоят 3500 димитровградских семей…
Три года назад я, будучи мэром, ездил на 1000-летие Казани. К этой очень круглой дате президент Татарстана сумел решить в Москве вопрос, чтобы в Казани программу переселения из ветхого жилья довести до конца – хотя бы в одном городе. Потребовалось тогда на все 21,75 млрд рублей – представляете! А ведь Казань не самый плохой был город по состоянию жилья. Поэтому где найти нужные деньги, я не знаю, но работать надо.
– Сейчас первоочередная забота в ЖКХ – запуск тепла. Как он идет?
– Начало отопительного сезона уже объявлено: холода пришли чуть раньше обычного. Тепло постепенно подается на социальные объекты и в жилые дома. Есть проблемы, но не такие серьезные, как бывало раньше.
Самая большая: некоторые котельные в области рискуют не получить акт готовности к сезону. Другая острая ситуация: ульяновские теплоснабжающие организации задолжали около 400 млн рублей своим поставщикам – за газ, мазут, электроэнергию. Но, думаю, все будет оперативно решено, компромиссы найдены, и отопительный сезон пойдет нормально.
Понятно, что сейчас самое важное – запустить котельные, начать отапливать города и поселки. Я тоже слежу за этим как председатель профильного комитета, хотя это не моя прямая обязанность, а правительства. И тем не менее мы не должны тонуть в рутине сегодняшнего дня.
Перспективной работой комитет по градостроительству и ЖКХ должен заниматься в большей мере, чем областные министерства. Работа нашего комитета в чем-то неблагодарная, потому что отрасли – самые запущенные, особенно ЖКХ. А результат будет заметен не сразу, через несколько лет – с теми же генпланами, например. Поэтому нужно уметь видеть перспективу. За полгода работы в Законодательном Собрании я это понимаю отчетливо.
Беседовал Владимир ПУГАЧЕВ