«Обыкновенные люди… Квартирный вопрос только испортил их», – говорил один из персонажей бессмертного творения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Прошло больше полувека, но квартирный вопрос до сих пор остается одной из самых острых и больных проблем.
Я помню, как в 1990 году, сразу после свадьбы, мы с мужем мечтали о том, что у нас родятся дети, будет любимая работа и непременно – своя квартира. В наших мечтах мы рисовали уютную кухню, светлую, просторную гостиную, весёлую комнату для детей, мысленно обставляли своё гнёздышко мебелью и были счастливы. Безусловно, мы понимали, что всё это не свалиться нам с неба. Но ведь руки есть, голова на месте – значит заработаем!
Но мечты, увы, так и остались мечтами. Работа есть, дети тоже, а вот жилья своего как не было, так и не предвидится…
Сначала в череде инфляций обесценились деньги, которые после свадьбы были положены (как полагалось) на сберкнижку. Затем на селе не стало работы, и муж устроился в Ульяновск в милицию, где и трудится вот уже 17 лет. Ровно столько же нашей старшей дочери, младшей – 14.
Предвижу ехидные ухмылки: «В милиции и денег нет? Все они там взяточники да оборотни!». Уверяю: далеко не все! Мой супруг относится, как сейчас принято говорить, к разряду «лохов», то есть людей, живущих на зарплату. И таких «лохов» полным-полно: работают они в школах, больницах, трудятся на заводах. И никогда, поверьте, НИКОГДА, честным трудом на квартиру себе не заработают! И никакие ипотеки здесь не помогут.
В 1995 году дали нам комнату в общежитии одного из колледжей города. Хорошая комната: кухня своя, туалет и ванная тоже, зал 18 метров. Идеальное жильё для молодой семьи на первое время! Но, видно, правду говорят, что нет ничего постоянней, чем временное жилье. Скоро будет 14 лет, как мы живём в этой общаге, которую, к тому же, нельзя приватизировать, так как она имеет статус студенческого общежития, а менять этот самый статус никто не собирается. Хотя целый блок – ровно половину здания, занимают семейные люди: те же самые врачи, медсёстры, преподаватели, и обитают они здесь не от хорошей жизни, а потому, что больше негде.
За эти годы, как вы, наверное, поняли, дети наши успели вырасти. И теперь та самая уютная комнатка стала для нас, четверых взрослых людей, катастрофически тесной. Когда вечером приходишь с работы домой, не то чтобы отдохнуть или полежать с книгой в руках в своей комнате – буквально ноги вытянуть нельзя – обязательно кто-то споткнется! Когда три в одном: и зал, и супружеская спальня, и комната для детей – поверьте, это уже не смешно! Мы сидим друг у друга на голове, а ведь человеку просто необходимо личное пространство. И все попытки хоть как-то создать иллюзию уединения, например, поставить шкаф посреди комнаты, вроде как разделить территорию на две малюсенькие комнатёнки, тщетны – просторней от этого всё равно не становится. Отсюда – постоянные ссоры, раздражения друг на друга, порой просто руки опускаются от безысходности…
Муж, конечно же, стоит в очереди на жильё. Но как был 17 лет назад одна тысяча фиг знает какой по счёту, так фиг знает каким и остался. Честно говоря, я даже и не знаю, дают сейчас кому-нибудь квартиры или нет, во всяком случае, не слышала об этом. И ведь что обидно: мы не алкаши, не тунеядцы, работаем всю жизнь, воровать правда не можем (что по нынешней жизни гораздо хуже, чем быть алкашом!), но вот на квартиру заработать так и не сумели. Денег всегда хватало от зарплаты до зарплаты, а если что-то и откладывалось, то уходило на мебель, одежду, а сейчас ещё и на обучение детей.
Вот и получается: куда ни кинь – везде клин. Даже если нам не есть, не пить, не покупать моющие средства, не обуваться, не одеваться и ходить на работу пешком – всё равно миллионов мы не накопим. А если брать кредиты (ещё не факт, что дадут!) или влезать в ипотеку, то это то же самое, что не есть, не пить, короче – см. выше. Один из вариантов – уехать в деревню, благо у матери там есть двушка, но в таком случае на что жить? Работы там практически нет, а вся молодёжь, да и не только молодёжь, мотается на заработки в Москву, Питер и тот же Ульяновск! Кстати, если эту двушку продать, то здесь можно купить удобный сарайчик! Тоже вариант! Получается замкнутый круг. И мечемся мы по этому кругу вот уже сколько лет, пытаясь найти выход. Скоро ведь дочерей замуж отдавать, а у самих ни кола ни двора!
Для молодых семей сейчас вроде бы существуют какие-то льготные условия для приобретения жилья, но мы под определение «молодая семья» уже не подходим (кстати, те, кто подходят, говорят, что всё это полная туфта). Вот и получается, что мы везде не у дел: при социализме не успели обзавестись квартирой, а при капитализме уже опоздали. Как же быть? Может кто-то знает…
Мария ТАРАТОРКИНА