Двукратное увеличение плана по призыву на срочную военную службу вынуждает отправлять в армию судимых и молодых людей с высшим образованием. О новом в проходящей сейчас осенней призывной кампании рассказали на прошедшей в понедельник пресс-конференции заместитель военного комиссара, начальник отдела призыва военного комиссариата Ульяновской области Олег Филатов и помощник губернатора Галина Эдварс.

Нынешняя осень в семьях призывников вызывает куда большую тревогу, чем предыдущая. Сокращение срока службы обернулось отменой большого количества отсрочек и почти двукратным увеличением плана по призыву. Подтверждением всему этому, по словам Галины Эдварс, стали полтора десятка звонков, поступивших за час работы «горячей линии», организованной в облправительстве. Круг вопросов от матерей и жен призывников небольшой и касается в основном отсрочек и тех или иных заболеваний, освобождающих от службы.

Олег Филатов начал с цифр: «По итогам осенней призывной кампании в войска будет отправлено около двух с половиной тысяч ульяновцев.

При этом за три месяца через призывные комиссии пройдет более 12 тысяч молодых людей».

Головная боль военных комиссаров – уклонисты – не оставляет ульяновских военных. Если в целом по России в связи с сокращением срока службы наметилось значительное сокращение количества беглецов, то в Ульяновской области их меньше не стало.

«Если гражданин, – попытался объяснить ситуацию Филатов, – не желает идти служить, то как он не шел в армию на 24 месяца и на полтора года, так не пойдет он и на год. Специально для таких придумали альтернативную гражданскую службу – уклоняются и от нее. В прошлом году у нас был один такой. Впоследствии, правда, его признали психически нездоровым».

На вопрос о том, призываются ли на срочную службу молодые люди, имеющие за плечами судимости, начальник отдела призыва ответил: «Закон предусматривает призыв на срочную военную службу граждан, имеющих погашенную или снятую судимость, однако в течение последних лет такие граждане в войска не направлялись. Начиная с этого призыва, бывшие осужденные могут примерить кирзовые сапоги. Правда, количество их будет небольшим: от Ульяновской области – 30 человек».

Вместе с бывшими осужденными казармы разделят и молодые люди с высшим образованием. Как рассказал Олег Филатов, командованием армии предписано военным комиссариатам отправлять на службу выпускников вузов в количестве не менее 10 процентов от общего числа новобранцев. Кроме этого, существует приказ министра обороны, согласно которому в первую очередь служить должны быть отправлены мужчины старших возрастов.

Был вопрос и про альтернативные медицинские комиссии, способные проводить независимое медобследование призывников. Постановление о возможности их создания подписано не так давно правительством РФ. В документе, в частности, говорится, что правом на проведение такой комиссии обладают те медицинские учреждения, у которых имеется соответствующая лицензия. Опубликована и цена услуги – 20 тысяч рублей. Впрочем, механизм создания системы еще не отработан. Сам Филатов выразил скептическое отношение к этой идее: «Не у каждого призывника найдется 20 тысяч рублей. А оспорить решение призывной комиссии можно и сейчас. При обжаловании в судебном порядке все действия в отношении призывника со стороны военного комиссариата прекращаются до принятия решения. Некоторые, кстати, успешно этим пользуются».

Вадим ПИЛЮКОВ