В минувшую пятницу в департаменте социальной защиты населения Ульяновской области состоялось заседание «круглого стола», на котором речь шла о борьбе с бедностью.
Во времена перестройки, когда остановились многие заводы и предприятия, рабочие месяцами не получали зарплату. На площадях кипели митинговые страсти. На улице оказалось огромное количество «лишних людей».
Ныне ситуация другая. Многие предприятия «поднялись с колен», наращивают выпуск продукции, приобретают новейшее оборудование, приглашают специалистов ведущих профессий. Но не всем суждено вернуться в рабочий строй. Кто-то состарился, потерял здоровье, а кто-то утратил мотивацию к труду, живет на нищенское пособие либо пополнил ряды бомжей.
В то же время есть семьи, в которых работают все: и родители, и взрослые дети, однако средств не достаточно, чтобы жить достойно. Нищета некоторых родителей зачастую оборачивается бедой для детей, которые не могут получить образование и профессию, обречены на бедность. Это особенно касается сельской глубинки, где нет никаких предприятий. У молодых людей теряется интерес к жизни, возникает апатия ко всему. Нет желанию возделывать собственный огород, содержать корову. Хотя сегодня за счет подворья живут многие крестьяне. Государство выделяет субсидии специально для создания мини-ферм, пытается сохранить мотивацию к труду незанятых крестьян.
Участник «круглого стола, зампредседателя областного Совета ветеранов войны и труда Василий Салин вспомнил своё детство. Школьником он каждое лето работал в родном селе. В уборочную страду мальчишка запрягал в подводу быка и от комбайна «Сталинец-1» отвозил зерно на ток.
– Мы работали с раннего утра и до позднего вечера. Ребята стоически переносили все тяготы военной и послевоенной жизни. Успевали управиться и на собственном огороде. И учились неплохо. Нынче малолеток запрещает использовать российское законодательство. Исключительное большинство ребят школьного возраста все лето бездельничает, на родительские деньги попивают пивко. В итоги вырастают социальные иждивенцы. Достигнув совершеннолетия, продолжают «бить баклуши», выпрашивают у состарившихся родителей пенсии… Я считаю, что необходимо внести некоторые поправки в существующее законодательство в отношении использования детского труда. Есть такие сферы деятельности человека, где дети без ущерба здоровью могут выполнять посильную работу, приносить пользу обществу, а также семейному бюджету.
Участники «круглого стола» говорили о парадоксах в нашей жизни: огромная армия бомжей нигде работает, кормится на свалках, возле мусорных контейнеров. В исключительном большинстве — это крепкие мужики. В то же время продолжают работать тысячи людей, у которых серьезные проблемы со здоровьем. Эти люди страшатся потерять работу, не довольствуются пособиями. В то же время государство таких людей «ставит на одну доску» со всем остальным трудоспособным населением в части налоговых сборов. Было бы в высшей степени справедливо, если для работающих инвалидов, а также работающих пенсионеров налоговые ставки уменьшились наполовину.
Многих ульяновцев пугает грядущие повышения цен на энергоносители и продовольствие. Это, естественно, отрицательно скажется на благополучии соотечественников, большинство из которых и без того едва сводит концы с концами. Так, сегодня в Ульяновской области проживает 186 842 семьи. 34 процента из них имеют доходы ниже прожиточного минимума. А в прошлом году почти каждая вторая семья в нашей губернии находилась у черты бедности. Как видим, потихоньку сокращается количество бедных семей. Можно сказать, появился свет в конце тоннеля…
Николай АЛАБЕРДИН