Сейчас много говорят о демографической политике. Но на деле правильные слова и громкие pr-ходы зачастую расходятся с реальной жизнью.

Пока система медицинской помощи будущим мамам и новорожденным в России далека от совершенства. В том числе есть немало проблем в этой сфере и в нашем городе.

Когда в 2002 году было принято решение о закрытии роддома №1 на улице Карсунской, у многих оно вызвало просто шок. Ведь роддом считался одним из лучших, сюда специально приезжали рожать со всех концов города. Но тогда зданию медучреждения и его сотрудникам нашли другое применение открыли дневной стационар патологии беременных на сто коек.

Когда мы в 2002 году обсуждали эту идею, говорит заведующий стационаром Сергей Ларионов, у меня были сомнения. Думал, что только коек на 50-60 стационар будет заполнен. Не верилось, что беременные к нам пойдут. Но оказалось, что дневной стационар это не только очень нужная, но и востребованная форма работы.

У Эльвиры Хисаметдиновой срок беременности 22 недели. В стационар она попала из-за избыточной прибавки в весе, которая может привести к водянке и осложнениям в протекании беременности и развитии плода.

В течение нескольких недель ей нужно находиться под наблюдением врачей и принимать необходимые процедуры.

Но Эльвира не может надолго лечь в больницу, ведь она ожидает уже второго ребенка. И пока мама лечится, дома ее ждет полуторагодовалый малыш.

Поэтому дневной стационар, говорит молодая мама, – очень удобный вариант. В нем беременная находится до трех часов дня, а потом возвращается домой к мужу и детям. Кроме того, считают попавшие в стационар, здесь они чувствуют особое отношение медперсонала к себе.

– В поликлинике приходится ждать в очереди в регистратуру и к врачу. Если ложиться в больницу, там все время суета, медсестры бегают.

Рядом лежат пациентки после абортов, бабушки с болячками – в том же отделении. А тут, наконец, на самом деле чувствуешь себя беременной, говорит Эльвира, – тихо, спокойно, можно поспать, отдохнуть, и главное – здесь очень квалифицированные врачи. Все медикаменты бесплатны, проводят кардиотокографию плода, здесь сильное физиотерапевтическое отделение, кабинет УЗИ плода и почек, обследование проводят окулист и терапевт.

Соседки по палате Эльвиру поддерживают. Говорят – в круглосуточный стационар в больнице они бы и не легли. Пациентки добавляют: в этом стационаре еще и кормят, полноценное питание сейчас дома могут получить не все беременные.

В итоге зарабатывают, например, анемию, которая неблагоприятно влияет на развитие плода.

Анемия, то есть нехватка железа в крови, есть примерно у 30 процентов попадающих в стационар. Еще около 50 процентов пациенток направляют сюда с фетоплацентарной недостаточностью. Это неправильное развитие плаценты, которое может привести к патологии при родах или к передаче инфекционного заболевания ребенку от матери. Ну и примерно 70 процентов пациенток приходят в стационар с угрозой выкидыша.

Промедление в лечении в любом из этих случаев может привести к непоправимым последствиям. Но сейчас большинству направленных на госпитализацию женщин, прежде чем в лечь в стационар, приходится ждать около недели.

Нацпроект прошел мимо Несколько лет назад, согласно программе гарантий, количество коек в стационаре уменьшили со ста до шестидесяти пяти. Некоторое время этих мест хватало. Но падавшая еще недавно рождаемость наконец-то начала расти. В том числе стало больше беременных и рожающих женщин в Ульяновске. При этом, отмечают медики, ситуация со здоровьем будущих матерей лучше не стала: у большинства из них во время беременности возникают те или иные проблемы. И, значит, появляется необходимость в госпитализации. А вот количество мест в больницах, несмотря на призывы рожать больше, не увеличивается.

В том числе и дневной стационар на Карсунской все так же может принять только около 70 женщин. Остальным приходится вставать в очередь.

– Сейчас у нас существует очередь на неделю, – говорит Сергей Ларионов, – это не очень хорошо.

Если врач в женской консультации направляет беременную на госпитализацию, ее нужно положить хотя бы на следующий день.

Сотрудники стационара говорят и еще об одной проблеме в оказании помощи беременным. Почемуто дневные стационары ни в одну программу по реализующемуся сейчас в стране нацпроекту «Здоровье» не вошли. Как будто его авторы решили, что для улучшения демографической ситуации достаточно поправить положение в роддомах и женских консультациях, а о помощи женщинам во время беременности забыли. И если в родильных отделениях теперь есть возможность закупать новую аппаратуру, то дневные стационары такой возможности не имеют.

Забота в порядке очереди Вообще же сотрудники дневного стационара считают, что, хоть и много сейчас говорится о демографии, былого отношения к материнству возродить пока не удалось.

Например, на предприятиях у нас игнорируют требования о переводе беременных на легкую работу.

Очень много стало работы, связанной с компьютером, а ведь женщине в положении можно сидеть за монитором не больше трех часов в день. Когда-то на крупных заводах были свои гинекологи, которые следили за соблюдением всех требований к труду беременных. Теперь же будущих мам все чаще ставят перед выбором: или увольняйся, или работай с обычной нагрузкой. Да и не на работе редко встретишь уважительное отношение окружающих.

Даже место в транспорте мало кто уступает.

Когда попадаешь в стационар на Карсунской, как будто оказываешься совсем в другом мире. Там царит завидное спокойствие. Все врачи, медперсонал и беременные – приветливы и умиротворенны, что редко встретишь в наши дни. А ведь именно такое отношение – забота, поддержка, понимание и положительные эмоции – нужны женщине, чтобы она выносила и родила здорового ребенка. К сожалению, сейчас это редкость.

Лидия ПЕХТЕРЕВА