В Ульяновске завершилась реализация одного из крупнейших инвестиционных проектов ОАО «РЖД» – реконструкция железнодорожного моста через Волгу, которая проводилась с 2003 по 2008 годы. Объем инвестиций превысил 4,5 млрд руб.

Реконструкция мостового перехода через реку Волгу в районе Ульяновска входит в число обязательных мероприятий Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Ульяновский мост имеет большое значение для экономики России. Он соединяет европейскую часть страны с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока, расположен на одном из наиболее грузо-напряженных участков железной дороги. Волжский мост является одним из крупнейших сооружений в Европе, его протяженность – более 2,2 км.

Замена пропетов

В период с 2003 по 2008 годы на железнодорожном мосту проводилась замена пролетных строений. Взамен царских пролетов, прослуживших более 90 лет, мостостроители установили новые конструкции из высокопрочной стали, которые легче по весу и значительно прочнее и надежнее в эксплуатации. Срок службы любого моста специалисты определяют в 100 лет, за этот период, по их мнению, металл изнашивается и «устает», что небезопасно для последующей эксплуатации.

Так, в 2000 году в мостовых конструкциях Ульяновского железнодорожного моста была выявлена «усталость металла» и принято решение о необходимости проведения реконструкции, которая и была начата в 2003 году. В связи с развитием.экономики, промышленного производства, деловых и туристических связей с каждым годом растут потребности в перевозке грузов и пассажиров, что ведет к увеличению составности и веса поездов, повышаются требования к пропускной способности железных дорог. Это обуславливает необходимость усиления инфраструктуры, обустройства современных коммуникаций, обеспечения безопасности движения поездов.

Замена пролетов на железнодорожном мосту через Волгу производилась на плаву. Сначала старый пролет демонтировали и с помощью специальных плавсистем доставляли на берег. Помимо плавсистем, в реконструкции были задействованы плавучие краны и баржи. Для усиления опор моста мостостроители бурили скважины глубиной до 40 метров – практически по всей высоте опоры, затем в эти скважины под высоким давлением нагнетали новый раствор. Эта технология позволяет максимально повысить прочность конструкции и в несколько раз продлить срок эксплуатации. На железнодорожном мосту через Волгу произведена замена всех инженерных коммуникаций, усовершенствована система пожарной безопасности.

Реконструкция пути

На мостовом переходе проведен капитальный ремонт железнодорожного полотна.

На мосту уложен новый бесстыковый путь, который называется «бархатный». Он обеспечивает более высокую скорость движения, повышает комфортность поездки для пассажиров, так как позволяет двигаться поезду почти бесшумно. Кроме того, «бархатный путь» является и более безопасным, так как именно в зоне рельсового стыка появляется большая часть дефектов. Кроме того, это облегчает работу ремонтным службам путевого хозяйства. «Бархатное» полотно позволяет продлить срок службы пути до 25%.

Реконструировано верхнее строение пути с укладкой безбалластного мостового полотна на железнодорожных плитах (БМП). Это позволило обустроить рельсовую цепь, являющуюся важным элементом в устройствах автоблокировки, электрической и диспетчерской централизации, с помощью которых осуществляется связь между подвижным составом, путевыми устройствами и устройствами СЦБ. Раньше этот участок магистрали не был «виден» устройствам и приходилось ждать, когда поезд проедет мост до следующей станции, откуда уже будет получено подтверждение, что путь свободен.

Обустройство рельсовой цепи и ввод в эксплуатацию автоблокировки позволят решить проблему «узких мест» и значительно увеличить пропускную способность на данном участке магистрали, сократить эксплуатационные расходы, обеспечить высокую безопасность движения поездов.

В настоящее время скорость следования грузовых и пассажирских составов по мосту через Волгу повысилась в два раза – до 80 км/ч. Мост готов для пропуска новых перспективных видов подвижного состава и поездов повышенного веса и длины