Необъятные просторы России воедино скрепляют железнодорожные линии. Стальные магистрали неспроста сравнивают с кровеносной системой страны, обеспечивающей экономическую, промышленную, туристическую жизнедеятельность десятков регионов.

Россия живет дорогами: 11 часовых поясов, 85 500 километров. Неустанно по рельсам следуют миллионы тонн различных грузов, с вокзалов по всей стране отправляются тысячи пассажиров.

О железной дороге и железнодорожниках мы беседуем с начальником Ульяновского отделения КбшЖД – филиала ОАО «РЖД» – Владимиром Лукашовым.

– Владимир Сергеевич, в этом году компания «Российские железные дороги» отмечает пять лет со дня создания. Поэтому первый вопрос – о преобразованиях.

– ОАО «РЖД» – государственная компания, учредителем которой является Российская Федерация. Мы работаем в интересах государства, реформирование железнодорожной отрасли направлено на повышение качества жизни в регионах. Железнодорожный – самый безопасный, надежный и социально направленный вид транспорта. На железной дороге все подчинено безопасному движению поездов. И это всегда было, есть и будет неизменным. А теперь поговорим об изменениях.

В целом за пять лет многое, что было сделано, можно отнести к категории «впервые». Ульяновская область стала одним из первых регионов на сети РЖД, где между губернатором и главой железнодорожной компании было заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, направленное на укрепление деловых связей, развитие транспортной инфраструктуры. Объем инвестиций до 2010 года составит 5 млрд рублей.

Мы одними из первых начали эксплуатировать современные рельсовые автобусы. Впервые пришли купейные вагоны-трансформеры с кондиционерами и биотуалетами, обновился парк плацкартных вагонов, было построено пять новых пассажирских платформ. Завершается капитальный ремонт пригородного железнодорожного вокзала Ульяновск-Ill. Впервые на наших предприятиях внедрено новейшее экологическое оборудование – флотаторные установки по очистке промышленных стоков, стационарные и передвижные установки по очистке воздуха в производственных цехах. Мы строим и ремонтируем мосты – стратегически важные магистральные объекты. Построен новый железнодорожный мост через реку Черемшан в Димитровграде, полностью реконструирован мостовой переход через Волгу в Ульяновске. Скорость движения поездов на этих участках магистрали теперь возрастет в два раза.

Реализуется инвестиционный проект по укреплению волжского косогора, куда входит ремонт сооружений косогора (штолен, лотков, дренажных прорезей) и отсыпка контрбанкета (укрепляющего сооружения, состоящего из дренирующего грунта, горной массы, бетонных блоков, которое своим весом препятствует смещению земляных масс). Все это позволит укрепить склон и обеспечить безопасное движение поездов в оползневой зоне. Действует совместная программа по оснащению переездов, направленная на повышение безопасности движения на пересечениях автомобильных и железнодорожных магистралей. Переезды с интенсивным движением оборудуем современными устройствами заграждения или барьерами-автоматами.

Куйбышевская железная дорога – бюджетообразующее -предприятие Ульяновской области. Железнодорожники входят в пятерку крупнейших налогоплательщиков региона. Так, за 9 месяцев 2008 года в региональный бюджет нами внесено более 245,5 млн рублей, что на 15,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

– Вопрос, который интересует почти всех пассажиров: обновление подвижного состава в дальнем следовании и пригородном сообщении.

– В 2008-м в обновление фирменного поезда «Ульяновск» инвестировано более 280 млн рублей, что в два раза больше вложений прошлого года. Мы получили 15 новых вагонов: шесть купейных вагонов-трансформеров, семь плацкартных, два вагона-ресторана. В них предусмотрены микроволновые печи и холодильники, которыми могут воспользоваться в пути пассажиры. С помощью «бортового компьютера» проводник регулирует температурный режим в салоне, оперативно следит за функционированием различных систем. Кроме того, для проводников разработана и сшита новая форма – деловые костюмы темно-синего цвета, изменился интерьер. Время в пути фирменного поезда от Ульяновска до Москвы сократилось на 40 минут – до 14 часов 40 минут.

Пригородные перевозки – социально значимое направление железнодорожных перевозок. Пригородные поезда – по-прежнему один из самых дешевых видов транспорта в Ульяновской области. Стоимость первой зоны – 9,5 рубля. Например, полный билет для взрослого пассажира до Димитровграда стоит 54 рубля, до Майны – 38 рублей, до Цильны – 32 рубля, льготный и детский – еще дешевле.

Недавно к нам поступил третий рельсовый автобус, который планируется пустить из Ульяновска в Республику Татарстан – до Нурлата. Два дизель-поезда уже перевозят пассажиров до Майны и Сызрани. Кроме того, семь пригородных вагонов проходят капитально-восстановительный ремонт.

В рамках взаимовыгодного партнерства на территории Ульяновской области ОАО «РЖД» планирует создать базу для обслуживания нового типа пригородного подвижного состава – рельсовых автобусов, где будут оказываться услуги не только подразделениям Куйбышевской железной дороги, но и прилегающих к магистрали территорий. Это даст региону новые технологически совершенные производственные возможности, рабочие места, источники налогообложения и, следовательно, доходы для бюджета области.

– Включено ли Ульяновское отделение КбшЖД в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года?

– В рамках Стратегии на территории Ульяновской области в ходе реализации основных мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры будет проводиться электрификация участков Кандры – Инза, Ульяновск – Сызрань, строительство вторых главных путей протяженностью 202,3 км на участке Ульяновск – Чишмы. Уже сегодня мы видим первые результаты – завершена реконструкция железнодорожного моста через Волгу. Ровно пять лет шла замена пролетов, усиление опор на мостовом переходе.

Мы будем развивать инфраструктуру станций, находящихся на территории строительства новых предприятий в области – Красного Гуляя, Ташлы и других. Будут построены новые подъездные пути, модернизированы существующие участки магистрали.

– Сегодня в регионе большое значение придается развитию грузовых перевозок, созданию всех условий для развития торговых связей с другими регионами и странами. Какую роль в этой связи играет железнодорожный транспорт?

– Доля железнодорожных перевозок в общем объеме регионального грузооборота составляет 40%, это говорит о том, что большинство грузов перевозится именно по железной дороге, которая играет большую роль в обеспечении экспортных и импортных торговых связей. Более того, наши перевозки являются более экологичными, наносят меньший вред окружающей среде.

Грузовыми поездами транспортируется продукция крупных промышленных предприятий Ульяновской области. Основные грузопотоки направлены в Европейскую часть России, Сибирь, на Урал, Дальний Восток. В Ульяновск по железной дороге поставляется продукция из зарубежных стран. В 2006 году на станцию Ульяновск-Ш начали поступать целые контейнерные поезда для ОАО «УАЗ», которыми доставляются из Японии и Кореи комплектующие для сборки грузовых автомобилей «Isuzu». А сегодня контейнерные составы уже доставляют комплектующие для китайских автомобилей марки «BAW» для ульяновской компании «BAW Motor Corporation».

– Какие преобразования планируется провести в грузовом комплексе?

– Ближайший инвестиционный проект – это расширение единственного в Ульяновской области крупнотоннажного контейнерного терминала Ульяновск-III. Также это единственный терминал на Куйбышевской железной дороге, который работает в круглосуточном режиме. Перевозки грузов в контейнерах сегодня высоко востребованы. Планируется построить пункт ремонта крупнотоннажных контейнеров, который будет обслуживать как контейнеры, принадлежащие «РЖД», так и находящиеся в собственности частных предприятий. Это позволит разгрузить существующий терминал, освободив фронт под погрузку-выгрузку контейнеров и увеличить объемы грузопереработки в 1,5-2 раза.

– Перейдем к социальным вопросам. Какие преимущества имеет ОАО «РЖД» в вопросах проведения кадровой политики? Есть ли возможность карьерного роста?

– Уже 30 лет моя профессия – «железнодорожник». И это не исключение. У большинства наших сотрудников – только одна запись в трудовой – «железная дорога», на которой трудятся 20, 30, 40 и более лет. Первая запись в моей трудовой книжке – «мастер Ершовской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Приволжской железной дороги», сделанная 19 мая 1978 года. Сегодня я возглавляю Ульяновское отделение КбшЖД.

В ОАО «РЖД» реализуются программы, направленные на развитие персонала, подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников. Совершенствуются мотивация и оплата труда. Разработано несколько компенсационных пакетов, в том числе на социальные услуги – медицинская страховка, оплата проезда, сотовой связи и т.д. С начала года заработная плата работников ОАО «РЖД» была проиндексирована четыре раза и увеличена практически на треть.

С 1 июля 2008 года в ОАО «РЖД» вступило в силу Положение о выплате работникам единовременного поощрения «За преданность компании»: за 3 года – два оклада, за 5 лет – три, за 15 лет и далее через каждые 5 лет – пять месячных окладов. Это является серьезным моральным стимулом к качественной работе, дополнительным инструментом мотивации и выражения признательности работнику за продолжительный добросовестный труд на железной дороге.

Работник при трудоустройстве получает социальные льготы и гарантии: медицинское обслуживание за счет корпоративной системы добровольного медицинского страхования, которое также распространяется на членов семьи сотрудника ОАО «РЖД» и пенсионеров; лечение и отдых по льготной стоимости в оздоровительных учреждениях компании, оказание материальной помощи на поддержание здоровья в период отпуска; единовременное поощрение за добросовестный труд при выходе на пенсию и пенсионные взносы для финансирования корпоративной пенсии. Кроме того, железнодорожнику предоставляется бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год в купейном вагоне (а почетному железнодорожнику – в вагоне СВ) пассажирского поезда и льготы на проезд в пригородном сообщении.

– Существуют ли льготы при приобретении жилья?

– Развивается система корпоративного ипотечного кредитования работников железнодорожного транспорта. Согласно жилищной программе ОАО «РЖД» железнодорожникам предоставляется корпоративная поддержка в виде субсидируемых кредитов, которые выдаются через ОАО «Транскредитбанк» на срок до 25 лет. Так, сотрудник железной дороги выплачивает банку по кредиту только 3% годовых. Остальную сумму субсидируемого кредита в размере 8% перечисляет за него ОАО «РЖД». Первоначальный взнос составляет 10%. Более того, молодой специалист в возрасте до 30 лет вообще освобождается от уплаты первоначального взноса.

Кроме того, у нас формируется специализированный жилой фонд, который предназначен для обеспечения жильем сотрудников основных профессий и должностей, в том числе и при переводе их на работу в другую местность.

– Что предусматривает программа «Молодежь»?

– В Ульяновском отделении КбшЖД трудится 11 850 молодых сотрудников в возрасте до 30 лет (22% от общей численности персонала). Кстати, у нас молодежи больше, чем на предприятиях других отделений железной дороги и Куйбышевской магистрали в целом. Мы заинтересованы сегодня в привлечении, закреплении наиболее успешных и квалифицированных молодых работников в компании на длительный срок, сокращении текучести молодых кадров в первый год после устройства на работу, профессиональном увеличении совокупной доли молодежи в трудовых коллективах до 25% и т.д.

В компании разработана и действует целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2006-2010 годы)». Она предусматривает оказание социальной и материальной поддержки, совершенствование систем профориентации, обучения и профессионального роста, адаптацию молодого работника в трудовой среде. В ее рамках реализуются проекты, учитывающие широкий спектр интересов молодежи – карьерный рост, культуру, отдых, спорт и др.

Сотрудникам, имеющим статус молодого специалиста, при приеме на работу выплачивается единовременное пособие в размере месячного должностного оклада. Если молодого специалиста направляют на работу в другую местность, компания «РЖД» оплачивает своему сотруднику и членам его семьи расходы, связанные с переездом, а также обустройством на новом месте жительства, и предоставляет ему в этом случае оплачиваемый отпуск до семи дней. Предоставляются льготы на содержание детей в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» (детские сады, общеобразовательные школы-интернаты). Молодой специалист вносит ежемесячную плату только в размере 5% от полной стоимости содержания. Остальные 95% компенсирует компания «РЖД», что является существенной финансовой поддержкой для молодых семей.

– Трудно попасть на железную дорогу?

– ОАО «Российские железные дороги» – один из крупнейших и ответственных работодателей в России. Работа в компании считается престижной, стабильной. Если у вас есть желание трудиться, получить серьезную профессию, то место на железной дороге найдется всегда. Сегодня есть вакансии в путевом, локомотивном, пассажирском хозяйстве. В частности, нам нужны монтеры пути, машинисты, помощники машинистов, проводники. Желающие могут попробовать себя в той или иной профессии, пройдя предварительное обучение за счет средств компании «РЖД».

«Вот уже два года «БАУ Мотор Корпорэйшн» сотрудничает с ОАО «РЖД». Грузовики «BAW Oenix» собираются в Ульяновске, а машинокомплекты для сборки компания поставляет из Китая в грузовых контейнерах. За время партнерства «БАУ Мотор Корпорэйшн» с «РЖД» из Китая в Россию перевезено свыше 2600 контейнеров (в том числе 752 контейнера -в первом полугодии 2008 г.). Доставка грузов в подобных масштабах – событие, редкое для Ульяновска. Работники КбшЖД приложили максимум усилий для того, чтобы, несмотря на возникшие сложности, груз был принят вовремя».

Андрей АРТЕМОВ, директор ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн».

Мария МИШИНА