Театр
С седьмого всероссийского театрального фестиваля «Актеры России – Михаилу Щепкину», проходившего в городе Белгороде с 11 по 19 октября, вернулась труппа Ульяновского областного театра драмы. Наши земляки показали белгородцам и экспертному совету в составе десяти самых известных столичных критиков своего эпического «Короля Лира».
«Щепкинский» фестиваль впервые был проведен в 1988 году и с тех пор заметно расширил свою географию. На этот раз, кроме ульяновцев, его участниками стали коллективы из Москвы, Ярославля, Калуги, Тамбова, Вологды и Минска. Город для проведения мероприятия выбран не случайно: именно в Белогорье, в селе Красном на речке Пенке, родился великий русский актер Михаил Семенович Щепкин.
Опытные театроведы положительно оценили работу ульяновцев, поставленную Юрием Копыловым, а уж публика и вовсе устроила нашим лицедеям бурную овацию. Трехактное мрачноватое действо длиной в четыре часа воспринималось в зале с неподдельным интересом. И не последнюю роль в этом сыграла замечательная работа, «настоящая ворожба на сцене» – по мнению жюри, народного артиста России, лауреата Государственной премии страны Бориса Александрова, сыгравшего монарха-страдальца. «Мудрый король с признаками безумия» – так окрестили этот образ критики, назвав сам спектакль «традиционным в хорошем смысле этого слова».
А вот насчет сценографии мнения разделились. Много вопросов вызвал красный шар, подвешенный к потолку, который по ходу действа то расправлялся и взмывал ввысь, то, съеживаясь, тревожно нависал над персонажами. Кто-то назвал эту задумку режиссера и художника «пульсацией сердца», иные поняли ее как «пылающую от страстей землю» и т.п. Впрочем, все театроведы сошлись во мнении: постановка такой сложной пьесы Шекспира в наше время – «акт героический».
«Сыграть Лира на все 100 процентов – невозможно, такая уж это роль, так она выписана драматургом, – полагает Борис Александров. – Какие-то отдельные куски «поднять» на полную высоту трагедии – да, но целиком это ни один актер не выдержит. Конечно, и я до сих пор нахожусь в поиске. Что самое важное хотел сказать своей игрой? То, что ты не имеешь права уходить на покой, оставляя все дела и близких людей на произвол судьбы, ведь, как бы ты ни устал, всегда можно найти в себе новые силы. Даже перед самой смертью нужно проживать каждое мгновение до конца».
В самом деле, в Белгороде ульяновцы показали монументальный, стильный спектакль. Неплохо показали себя и молодые исполнители – Оксана Романова, Юлия Ильина и Екатерина Поздышева, сыгравшие дочерей короля, а также Денис Верягин в роли злодея Эдмонда, закручивающего всю трагическую интригу. Впрочем, не каждый молодой актер дотянул до высокой планки психологического театра, заданной постановщиком. Однако публика охотно сопереживала главному персонажу, фатально разделившему королевство и прошедшему свой страшный внутренний путь от себя-короля к себе-человеку – «дыбу жизни».
Конечно, он сам кузнец своего несчастья. «Не порть игру», – обращается Лир к своей младшей, любящей дочери Корделии в завязке сюжета, вознамерившись разыграть мнимое сумасшествие, чтобы, обманув естественный ход вещей, заглянуть в будущее, посмотреть, что будет «после него». А если отойти от фабулы и буквально применить эти слова к самому спектаклю, игру в тот теплый октябрьский вечер действительно никто не испортил.
И уже на следующий день после удачного дебюта на белгородской сцене ульяновская труппа отправилась в Москву, чтобы на сцене знаменитого Малого театра представить столичной публике другой спектакль – «Правда – хорошо, а счастье – лучше» в постановке народного артиста Латвии Аркадия Каца. Там артистов ульяновского театра имени Гончарова тоже ждал заслуженный успех…
Александр ФИЛАТОВ
Белгород-Ульяновск