У скандала по поводу разрушения строителями гончаровской беседки в парке Винновская роща могут быть только две причины.

Бессилие власти или обыкновенная коррупция?

Первая вероятная причина – полная неуправляемость со стороны городских властей в отношении подчиненных им служб. Если вспомнить всевозможные акции, затеваемые ранее мэрией, то, как правило, они шумно и с помпой начинались, но заканчивались «пшиком». Будь то попытки благоустроить Ульяновск, решить вопросы, связанные с несанкционированной торговлей на улицах или ликвидировать незаконные парковки.

Вторая, и более вероятная причина – коррупция среди сотрудников мэрии. В ходе официальных разборок по поводу разрушения исторического и культурного памятника, которые показывали по телевидению на всю область, чиновники упорно и бурно валили вину за происшедшее друг на друга. Но почему-то никто из участников того телесовещания так и не захотел вспомнить, что уже несколько лет коммерческие структуры буквально атакуют парк Винновская роща. Они хотят лишить город этого уникального места и построить на его месте культурно-развлекательные комплексы. Им очень мешала гончаровская беседка, которая охранялась законом как памятник федерального значения. Избавиться от нее и захватить парк без помощи чиновников просто невозможно.

В течение последних лет борьба между коррупционерами и общественностью города велась с переменным успехом. Зато теперь полное разрушение беседки дает ощутимый перевес чиновникам и коммерсантам, желающим овладеть территорией парка, дает им дополнительные аргументы.

Реставровать не собирались?

Уже сейчас ясно, что всерьез никто не собирался реставрировать старую беседку. Если на эти цели нужно не менее 9 миллионов рублей, то в городском бюджете были заложены лишь 4 миллиона. То есть строителям выделили как раз столько денег, сколько нужно, чтобы развалить беседку, вывезти отсюда бетонные обломки и хоть немного облагородить это место, огородить его. Еще о 5 миллионах речи серьезно никто никогда не вел. А ведь до юбилея Гончарова осталось всего-то два года.

Во всей этой истории еще один момент подтверждает нашу версию о том, что варварское разрушение было отнюдь не следствием безграничной тупости исполнителей. Пытаясь хоть как-то оправдаться за содеянное, строители в панике публично заявили, что беседка находилась в критическом состоянии и вот-вот должна была рухнуть. Ну кто же в это может серьезно поверить? Уже много десятилетий существуют многочисленные реставрационные технологии, позволяющие сохранять здания, простоявшие не в лучших условиях многие сотни лет. В том числе и деревянные. В нашем случае речь идет о памятнике, не простоявшем и одной сотни лет! Кстати, сама беседка все-таки не рухнула от ветхости, а была свалена при помощи троса и буксира.

Но самое главное, существует определенный порядок оформления документов, когда тот или иной памятник и в самом деле не подлежит реставрации и его необходимо снести. Для этого нужно оформить море бумаг, собрать огромное количество подписей, согласовать акт о сносе в многочисленных инстанциях. Такой акт в природе не существует. Если бы он был, то по ходу его подписания о готовящемся сносе стало бы известно специалистам и общественности. Но поскольку все узнали о сносе памятника задним числом, то речь идет об умышленном совершении преступления. Просто памятник нужно было снести любой ценой и все тут!

Без беседки Винновский парк во многом потерял свои историческую и культурную ценность. Значит, беседка, а вместе с ней и парк, были заранее приговорены. Именно такое впечатление складывается от просмотра телесюжетов, где были показаны бурные разборки в мэрии. Более всего это было похоже на спектакль, разыгранный чиновниками, чтобы убедить ульяновцев – причина разрушения памятника кроется в головотяпстве рядовых исполнителей. По видимому, из их среды и будут назначены «стрелочники». А заказчики и организаторы преступления, как это уже не раз бывало, останутся в стороне, белыми и пушистыми.

Всемирный позор

Чиновники вкупе со строителями-разрушителями, не только нанесли непоправимый ущерб культурно-историческому наследию Ульяновска. Они еще и опозорили наш город перед всем мировым сообществом. Ведь профессиональных гончароведов, а также любителей русской литературы в мире очень много. А тут такой конфуз, который неизбежно скажется как на отношении к нашему городу во всем мире, так и на туристической привлекательности Ульяновска. Ну, в самом деле, не показывать же туристам нелепые фигурки животных из веток и металлических прутьев!

Скандал вполне может сказаться и на инвестиционной привлекательности области. Разрушив памятник, наши власти показали, что все разговоры об изменениях в сознании и в повседневной практике ульяновцев это пустые разговоры, блеф. Если у нас варварски снесен памятник мирового уровня, и никто из высших чиновников за это сколь-нибудь серьезной ответственности не понесет, значит, мы остались прежними. Так что прежде, чем вкладывать собственные деньги в экономику области, потенциальный инвестор еще десять раз подумает.

Дальше, дальше, дальше…

Работы на месте, где стояла беседка, сейчас «временно» заморожены. Грядущие новые повседневные проблемы ульяновцев могут стать причиной того, что население города просто привыкнет к тому, что беседки уже нет. Потом, спустя год-полтора можно будет, используя лазейки в Федеральном законе № 73-ФЗ от 25.06.2002г. « Об объектах культурного наследия» поменять статус уже несуществующего памятника. Вместо федерального назвать его объектом регионального значения. После этого его дальнейшая судьб, точнее площадки, где он стоял, будет целиком зависеть от местных чиновников. Еще через годик, ссылаясь на отсутствие денег в казне и на нецелесообразность возведения на этом месте новодела, чиновники смогут втихую продать площадку, где стояла беседка, кому-то из «своих» бизнесменов. Даже могут записать в договоре аренды, что бизнесмен обязуется восстановить памятник. Потом и это забудется. А у нас по всей России, в том числе и в Ульяновской области, сейчас усиленно ищут коррупционеров…

Охранники, реставраторы и чиновники

Председатель областного комитета по охране объектов культурного наследия Шарпудин Хаутиев перед телекамерами возмущавшийся по поводу совершенного, сам недавно дал согласие на возведение 10-ти этажного здания на улице Радищева, дом № 28, в непосредственной близости от памятника регионального значения. Он же, кстати, еще и сторонник «обрезания» территории ленинского заповедника.

Еще более примечательна фигура Александра Шканова, генерального директора ОАО «Стройзаказчик», которому была поручена реставрация гончаровской беседки. Наиболее известен широким слоям населения Ульяновска его «подвиг» по строительству Ледового дворца. Можно вспомнить и другую историю, получившую в свое время широкую огласку. В начале века девятиэтажка по улице Полбина, 30, построенная по категорически запрещенному впоследствии горьковскому методу, собралась разваливаться. Тогда испугались все, кроме братьев Александра и Михаила Шкановых. Они как взялись ремонтировать это несчастное здание! За год в ремонт под руководством братьев-строителей были вбуханы ударными темпами 13 миллионов бюджетных денег. Немного спустя, после завершения освоения Шкановыми денег, произошел отрыв стены у отремонтированного дома. Не моргнув глазами, братья потребовали еще 5 миллионов на продолжение ремонта все того же дома.

Становиться понятным – городские чиновники знали, кому поручали смертельную реставрацию беседки. Даже в относительно цивилизованных странах, за подобный снос исторического памятника, мэра и чиновников, отвечающих за строительство, если бы не посадили на скамью подсудимых, то уж точно отправили бы в отставку. Но мы то всегда идем своим путем! Так что с нашего градоначальника Ермакова, который обязан отвечать за все происходящее в городе, и с его чиновников снова все скатится как с гуся вода.

Именно поэтому центр Ульяновска сейчас стремительно застраивается уродливыми зданиями. Поэтому разрушаются, либо находятся в плачевном состоянии памятники, в безобразном – городские кладбища. Даже выселив по требованию суда областной госархив из здания церкви св. Германа, чиновники уже два года мотаются они со своими проектами то к дому Языкова, то на улицу Кирова. А ведь в городе полно пустырей. Только предназначены они, судя по всему, для застройки зданиями, которые будут принадлежать друзьям чиновников-бизнесменам.

Не так давно мэр Сергей Ермаков вступил с инициативой вернуть нашему городу его историческое название.. Сама по себе идея не вызывает глубокого неприятия. Только очень хотелось бы, чтобы реализовали ее люди с чистыми руками и чистой совестью.

Игорь Светов