Вряд ли кого из наших коллег мы удивим заявлением, что в большинстве школ постоянно нарушаются трудовые права учителей. Скорее, вызовет удивление, что кто-то решается защищать свои трудовые права и свободы. Мы делаем это, потому что не втискиваемся в «прокрустово ложе» авторитарной школьной системы, да и не хотим себя оболванивать в угоду этой системе.

Как правило, в школах нормой является непрерывное нарушение трудовых и конституционных прав и свобод учителей и принудительный бесплатный труд. Именно по вопросу нарушения наших прав, которые гарантированы Конституцией РФ, ТК РФ, Законом «Об образовании», мы обращались сначала в областное министерство образования и управление образования мэрии. Убедившись в безрезультатности, мы попытались решить свои проблемы в судебных инстанциях.

Ленинский районный суд проигнорировал все доказательства по делу и отказал нам в удовлетворении исковых требований к директору школы, управлению образования мэрии и государственной инспекции труда. В судебных заседаниях на стороне директора школы участвовали два юриста и специалист управления образования мэрии. Согласитесь, что это достаточно мощная группа против учителей, не пользующихся юридическими услугами. Но нашему директору такая «стена защиты» показалась почему-то слабоватой. Поэтому на школьные деньги она наняла представителя, которому поручила защищать, интересы школы и свои личные в судах с собственными учителями.

По прейскуранту юридических услуг присутствие адвоката на одном судебном заседании в то время стоило 1, 5 тысячи рублей. Но директор наняла сотрудника 000 «Поиск», которому из школьного бюджета щедро оплачивала двойную цену. К чему бы это? Согласитесь, парадоксальная щедрость по отношению к специалисту, основная дея-

тельность которого – розыск пропавших людей. На судебных заседаниях этот сверхдорогой специалист, на наш взгляд, не мог корректно ответить ни на один вопрос и сослаться ни на одну статью закона, но при этом был щедр на низкопробные шутки, оскорбления и угрозы. Зачем же нужно было оплачивать такую работу по столь завышенным ценам?

Ленинский районный суд, а затем и Ульяновский областной не только отказали нам в восстановлении наших трудовых прав и свобод, но и заставили нас дорого заплатить за саму попытку отстаивать эти права.

Через 6-7 месяцев после вступления решений судов в законную силу директор школы вдруг обратилась с заявлениями в Ленинский районный суд, в которых потребовала с нас возмещения ее расходов из школьного бюджета – 18 тысяч рублей на оплату услуг представителя.

Мы весьма скептически отнеслись к заявлениям директора школы, потому что знали, что ст. 393 ТК РФ гарантирует гражданам России бесплатную защиту трудовых прав и свобод в судебном порядке и освобождает их от оплаты пошлин и судебных издержек. Кроме того, все оплаты директор производила после вступления решения судов в законную силу, а такие просроченные платежные документы судами не принимаются к рассмотрению.

Но судьи Ленинского районного, а затем Ульяновского областного суда приняли Определение о взыскании с одной из нас 9 тысяч рублей, с другой – 4 тысяч рублей.

Вынося решение о взыскании с нас явно завышенных директором оплат на услуги представителя, суд не удосужился поинтересоваться нашими доходами. А зря! Например, зарплата одной из нас при почти двойной учебной нагрузке и высшей квалификационной категории не обеспечивает прожиточного минимума для нее и ее ребенка. По существующей судебной практике в таких случаях вообще не взыскиваются судебные расходы даже по обычным гражданским делам, не связанным с трудовыми отношениями. Если же доходы гражданина намного превышают прожиточный минимум на него и членов его семьи, то, как правило, в этом случае суд присуждает всего лишь треть от суммы, соответствующей реальным тарифам на юридические услуги. Наши же суды по загадочной причине взыскивают с нищих учителей, решившихся защищать свои трудовые права, 75 % от вдвое завышенной директором суммы оплаты.

В настоящее время директор обратилась в суд с очередным заявлением о взыскании с одной из нас еще 12 тысяч рублей, которыми она так щедро одаривала своего представителя. Более того, директор наняла уже двух юристов для защиты своих интересов в судах с нами. Она гордится своими победами в судах с нами. Но не слишком ли дорогую цену она платит за подобные «победы»? Уместно вспомнить историю «пирровой победы», когда азартный полководец наконец-то грустно признал, что еще одна такая победа – и государство останется без войска. Нам тоже приходится с грустью констатировать, что еще несколько подобных побед директора – и наша школа останется без бюджетных денег, а учителя – без зарплат. Но трудно остановиться. Так хочется преподать урок учителям – не смей спорить с начальниками и системой!

На своих и без того «тощих» кошельках мы убеждаемся, что защита трудовых прав и свобод на родине Ленина – слишком дорогое удовольствие.

А поскольку мы не собираемся отказываться от своего достоинства, личностной свободы и наших трудовых прав, то чувствуем: придется нам работать без зарплаты.

Нина ТИСЛЕНКО, Юлия НАДОЛЬСКАЯ.