или Как нас дурят продавцы
Пожалуй, нет ни одного человека, который хотя бы раз не купил просроченный, несвежий продукт. Но если раньше это было исключением, то сейчас зачастую становится «золотым правилом» торговли – «впарить» клиенту негодный товар по цене первосортного. Журналисты «Молодежки» сами прошлись по торговым точкам Ульяновска, чтобы проверить, как обстоят дела, и встретились с работниками супермаркетов, которые рассказали, как некоторые их коллеги дурят покупателей.
Официально
В каждом районе Ульяновска существуют Комитеты по защите прав потребителей, куда пострадавшие от недоброкачественных товаров горожане могут обращаться за бесплатными консультациями и помощью в составлении заявлений в суд. В Ленинском районе совет можно получить по телефону 41-47-26; в Засвияжье – 45-31-62; жители Заволжья могут звонить по номеру 21-85-47; в Железнодорожном районе – 37-58-52.
СУПЕРБИЗНЕС «С ДУШКОМ»
Раньше бытовало мнение, что, покупая продукты питания на стихийных рынках, с машин на улицах и в лотках, покупатель рискует как минимум отравиться или заполучить целый букет инфекционных заболеваний. Сейчас мнительные горожане все чаще отдают предпочтение многочисленным супермаркетам в полной уверенности, что в магазинах, которые контролируются несколькими инстанциями, уж точно все будет в порядке. Но, как оказалось, и супермаркеты бывают «нечистыми на руку».
Сергей И. несколько месяцев проработал оператором ПК в одном из супермаркетов в центре Ульяновска:
– После того, как я увидел всю эту «кухню» изнутри, теперь, если что-то и покупаю в маркете, то изучаю досконально и упаковку, и срок годности, а готовые салатики не покупаю вообще…
Действительно, непроданная продукция – это убытки для магазина, и они, конечно, никому не нужны. В фирме, где работал Сергей, система реализации просроченной продукции была отработана давно. По его словам, лежалые копченые колбасы, потерявшие товарный вид, промывали водой, смывая соль и жир, натирали растительным маслом и снова отправляли на прилавок. Со временем колбасы в упаковке усыхали, теряя в весе, но продавались все по той же цене. Молоко или кефир с истекающим сроком годности выставлялись на виду, а свежие прятали в глубине полок…
САЛАТЫ С ПОЛА
Подобная схема реализации просроченного товара – не исключение и для других супермаркетов.
Например, рай для «просрочки» – это отделы кулинарии. Там начинкой для пирожков зачастую служит мясной товар «с душком», обильно приправленный специями. А салаты вообще на 70% состоят из «просрочки», и хотя срок реализации незаправленного салата – 3 часа, продают его порой несколько дней.
Наша читательница Светлана Семина стала свидетелем того, как продавщица«>по неосторожности разбила банку с огурцами, а ее коллега, не заметив покупателя, тут же подбодрила: дескать, чего горевать-то – в салаты пойдет.
Доверять своим глазам в некоторых супермаркетах тоже не стоит. Срок годности на продуктах «перебивают»: специальным химраствором на пластмассовой упаковке снимается слой краски и выбивается новый срок годности, или же сверху просто наклеивается штрих-код магазина. Еще проще с товаром в полиэтиленовой обёртке. Его достаточно упаковать в новую плёнку с новой этикеткой. На такой – расфасованной «под прилавком» – продукции строки со сроком годности часто просто нет, красуется лишь дата расфасовки.
Кстати, контролирующая организация – Роспотребнадзор – имеет право планово проверять магазин лишь один раз в год, причем перед проверкой ревизоры обязаны (!) предупредить торговую точку, чем и пользуются жадные до прибыли торговцы.
ХОЛОДИЛЬНИК… С МУХАМИ
Журналисты «МГ» решили отправиться в рейд по супермаркетам и рынкам Ульяновска, чтобы посмотреть, так ли страшна продовольственная картина, как ее малюют…
В первом же супермаркете мы приобрели крабовые палочки с «сюрпризом», который заключался в нескольких ценниках, аккуратно наклеенных друг на друга. Причем по мере их отрывания, уже в стенах редакции, мы поняли, что наши «палочки» несколько раз меняли свое название. В итоге, что конкретно мы купили, и какова реальная цена товара – осталось тайной «за тремя ценниками». В этом же магазине на прилавке «пылился» торт с истекшим на сутки сроком годности.
Поход в торговый павильон на Центральном рынке тоже не добавил радости. Ни одна витрина-холодильник, где хранились колбасы и сыр, просто не работала.
Официально
И.о начальника Отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Светлана Павлушкина:
– Только за 10 месяцев этого года к нам поступило 506 письменных жалоб. Из них половина – на качество тех или иных товаров, 19% – на обман и обсчет. При рассмотрении 117 заявлений покупателям было возвращено 365 088 рублей, были устранены нарушения или произведен замен товаров. А на 131 виновное лицо были наложены штрафы на 179 тысяч рублей.
ПИРОЖОК СВЕЖИЙ-ТОЛЬКО СЕЙЧАС БЕГАЛ
Пройдясь по улице Гончарова, мы поинтересовались у продавцов фаст-фуда:
– А что у вас за сосиски в хот-догах, кто производитель?
– Да я и не знаю, мне хозяин их привозит, – ответила продавщица тетя Галя.
– А свежие хоть они?
– Конечно.
Вот так, полагаясь на честное слово продавца, прямо перед нами «сомнительное» кушанье купила
девушка.
А во время подготовки одной из рубрик «Провокации «МГ» на той же улице Гончарова наши журналисты разговорились с женщинами, продающими там пирожки:
– Ну как торговля идет? – полюбопытствовали корреспонденты.
– Да плохо, видимо, сегодня народ неголодный, – заулыбалась наша собеседница. – Вон Людка третий день беляши продает – никак не распродаст.
Ну что тут добавишь, без комментариев…
Получается, что бдительность даже самого внимательного покупателя можно усыпить. Но предупрежден – значит, вооружен. Лучший способ бороться с «неликвидом» – не покупать. И не возвращаться в те магазины, где вас однажды надурили.
Мы – фриганы поневоле
На Западе тоже реализуют просроченную продукцию. Пролежавшую на полках более суток продукцию попросту раздают или выбрасывают. Те же, кто не обращает внимания на «мелочи» вроде первой свежести, забирают их в конце торгового дня, предпочитая не тратиться впустую. У таких потребителей есть даже свое название – фриганы. А мы становимся фриганами за свои же деньги, порой ни о чем и не подозревая.