Владимир ФИЛИМОНОВ

В конце октября в Ульяновске проходила Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти нашего земляка – учёного Сергея Сытина. Её организовали сотрудники Государственного историко-мемориальный музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» совместно с Обществом краеведов России и Ульяновским региональным отделением Российского общества интеллектуальной истории.

«Сытинские чтения» в этом году проводились в пятый раз и были посвящены предстоящему 25-летнему юбилею музея-заповедника. Их главная тема: «История и культура Поволжья в микроисторическом измерении».

Историческая часть Ульяновска представляет сегодня наибольшую привлекательность для туристов и гостей нашего города. Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, мэр Сергей Ермаков отметил:

– Вы знаете, мы в городе очень бережно относимся к старине. Я не исключаю вариант, когда где-то кто-то что-то нарушил, такое, к сожалению, есть. Но в целом город Ульяновск сумел сохранить наследие. У нас вчера приехали гости из города Оклахома-Сити. Конечно, мы показали наши памятники, рассказали, какие у нас есть музеи. Мэр Оклахомы говорит: вы молодцы, вам 360 лет, а вы сумели сохранить то, что было в начале истории города.

Очень хочется надеяться, что мэр Оклахома-Сити Майкл Корнет увез за океан самые лучшие впечатления об Ульяновске. Но так ли уж безупречно отношение к историческому наследию со стороны власти? На этот вопрос ответил кандидат философских наук, краевед Сергей Петров:

– В Ульяновске и до революции, и в советское время были поставлены скульптурные памятники. Но потом выяснилось, что, несмотря на то, что у нас существовало Управление культуры с 1943 года, памятники не взяты на баланс. Выяснилось это, когда великолепный памятник И.Н. Ульянову был обезображен свастикой. 50 с лишним лет простоял памятник, и только сейчас обнаружилось, что он ничейный! Без хозяина гибнут лучшие уголки нашего города. В своё время без разрешения сломали здание кукольного театра. Средств на псевдореконструкцию было потрачено много, но результат получился плачевный. Ужасный контраст представляет собой замечательный фасад и пристрой к нему из силикатного кирпича. Памятник Карамзину постоянно травмируется. Сейчас его пьедестал испачкан краской. Почему в архитектуре города творится бессмыслица и безвкусица? А потому, что главный архитектор области госпожа Тарасова одновременно у нас оказалась и главным скульптором, и главным краеведом. Ею предложена программа сооружения новых памятников на четверть миллиарда рублей для увековечения чиновников – симбирских губернаторов с 1796 года по наши дни. А какие у них заслуги? Некоторые находились у власти всего 1,5-2 года, другие были взяточниками, третьи просто даже не доехали до Симбирска. Автор идеи госпожа Тарасова не может сказать, за какие заслуги ставить памятники. Здесь действует логика чинопочитания. Как можно в условиях такого кризиса, когда многие памятники стоят нереставрированными, когда гибнут бесхозные монументы, умножать их количество произведениями сомнительной идеи?

Самое главное, что все эти идеи утверждаются и финансируются без какой-либо предварительной экспертизы со стороны компетентных людей. Проекты не обсуждаются на учёных советах, не работает у нас учёная архивная комиссия, совет по культуре при губернаторе.

За десятилетия существования управления культуры не удалось составить свод памятников нашей области, в то время как в соседнем Татарстане издано несколько томов. Почему у нас это не делается? А потому, что как только будет составлен свод памятников, придётся за них отвечать.

На сегодняшнюю конференцию приглашена директор мемориального Дома-музея академика И.В. Курчатова Российского центра «Курчатовский институт» из Москвы. Может быть её участие поможет защитить от сноса дом во 2-м переулке Мира, где жила семья Курчатовых. Его купили, чтобы сломать.

Большая беда с Домом Гончарова. Я считаю, что там идёт борьба нанайских мальчиков: правая рука не знает, что делает левая. Как будто правительство области ничего не может сделать с Росимуществом. А Росимущество заявило, что не желает передавать здание под центр-музей Гончарова. Хотя программа, составленная вслед за Указом Президента Путина от 3 апреля 2007 года, предусматривает капитальную реставрацию дома, где родился писатель. По моему глубокому убеждению, это самая главная цель всей программы. Министерством запланированы большие суммы денег, но раз здание не передано управлению культуры, значит, туда войти никто не может. Здание не обследовано, нужна проектная документация, что стоит больших денег и на что требуется время, и, наконец, надо приступать к реставрации тщательной и неспешной. Вместо этого власть лихорадочно хочет протолкнуть проект строительства нового музея и выдать это за самое главное мероприятие юбилейных торжеств. Мы написали письмо на имя премьера Путина, чтобы он поинтересовался: как выполняется Указ? Что за организация Росимущество, которая смеет отменить Указ Президента?

Вот такое на самом деле у нас отношение к истории, мистер Майкл Корнет. В следующий приезд, может быть, вы уже не отличите наш город от своего родного Оклахома-Сити.