10 ноября — День милиции

Монолог милицейской жены

Да не те менты, что на экране. Как правило, мнение о милиции у рядового обывателя складывается либо абсолютно положительное, навеянное многочисленными сериалами, где герои представлены некими рыцарями-бессеребрянниками, способными без сна и отдыха пачками раскрывать преступления практически в одиночку. Либо, напротив, мент — это страшный монстр и оборотень, погрязший во взятках и готовый за звонкую монету продать родную маму. Как же обстоят дела на самом деле?

Вот об этом я и хочу рассказать, поскольку имею кое-какой опыт. Нет, в милиции я не работаю, там трудится мой муж, вот уже почти 18 лет. И я, как боевая подруга работника правоохранительных органов, могу в какой-то степени считать этот стаж и своим тоже.

Рассказ мой будет не о тех, кто сидит в высоких кабинетах и на чьих погонах сверкают большие звёзды, а о тех, кто работает непосредственно «на земле», то бишь в райотделах. Киношным романтизмом здесь и не пахнет. Неважно участковый ты, «следак», опер или «пепс» (ППС). Кстати, муж у меня прошёл путь от сержанта-ППСника до капитана уголовного розыска (практически Суворов – шутка), работал и в УБОПе, и участковым прозябал. И скажу я вам — везде не сахар.

Прежде всего рутина. Это только в фильмах перестрелки и погони, гениально спланированные и лихо закрученные преступления. В жизни гораздо прозаичней: два бомжа передрались насмерть, муж жену табуреткой стукнул, пьяные отморозки ограбили киоск — не Агата Кристи, правда? И на каждого такого придурка надо заполнить кучу бумаг — вот и вся романтика. Если в кино показывают труп, к примеру, девушки, то лежит эта красотка в картинной позе посреди изысканного интерьера квартиры. На самом же деле трупы -это кровь, грязь, мозги на асфальте, вздутые утопленники, вонючие алкаши, обожравшиеся вонючей водкой и окостеневшие в вонючей квартире. Не приятно читать, да? А видеть все эти прелести жизни практически ежедневно каково? А потом граждане удивляются: почему менты бывают грубыми и чёрствыми. Ковыряясь каждый день в дерьме, общаясь с различного рода отморозками, невозможно оставаться белым, пушистым и сентиментальным.

А есть ещё одна замечательная вещь, которую я, хоть убейте, не могу понять. Это так называемый план-прогноз. На каждый отдел спускается ежемесячно план раскрытия определенного количества преступлений. Выполнить этот план надо обязательно, хоть сам преступления совершай и сам себя лови, иначе квартальная премия под угрозой. А три тысячи сверх зарплаты раз в три месяца – это сумма весьма серьёзная, учитывая размеры этой самой, с позволения сказать, зарплаты.

Про нормы, предусмотренные Трудовым законодательством, в милиции по-моему никогда не слыхали. Иначе чем объясняется ну очень ненормированный рабочий день. Понятно, что за сложность и напряжённость сотрудникам доплачивают полторы копейки, но даже если учитывать эту доплату, всё равно рабочий день не может продолжаться до бесконечности. А ещё выходные и праздничные дни – для милиционеров такого понятия не существует в принципе. Какие-такие выходные? Вот если сутки отдежурил — можешь поспать до обеда, а потом вперёд и с песней на работу.

Ну а в праздники сам бог велел – усиленный режим! Любые мероприятия в городе, будь то автогонки, сельхозярмарка или «День мордовской балалайки по туркменскому календарю» – усиленный режим! И никого не волнует, как относится к этому семья сотрудника, болеют ли у него дети, может оставить их не с кем? На это есть жена. Хотя немногие жёны выдерживают подобный ритм работы мужа, и, как следствие – скандалы, ссоры, разводы. Молодёжь, естественно, надолго не задерживается в милиции, оно и понятно – ищут где лучше и спокойней, а уж те, кто отслужил лет 10 и больше, тянут лямку до конца: стаж жалко. Да ещё впереди маячит, как мираж в пустыне, сертификат на получение жилья, но это в том случае, если оттрубишь 25 лет, и квартиры к этому времени у тебя не будет. Получал что ли кто-нибудь этот мифический сертификат? Взглянуть бы на этого счастливчика!

Вот так и живут менты. Если бы ещё все эти «издержки производства» хоть чем-то компенсировались (про зарплату либо хорошо, либо ничего), льготы, например, какие-нибудь были бы. Хотя одна льгота есть – если в форме (!) едешь в трамвае или троллейбусе, можно не оплачивать проезд. А теперь скажите, какой оперативник ездит в трамвае, да ещё и в форме? Им практически всегда в целях служебной необходимости приходится ходить в «гражданке», а ездить, в идеале конечно, они должны на быстрых (ха-ха!) служебных машинах. А поскольку таковых катастрофически не хватает, значит – на маршрутке и за свои деньги.

Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. К тому же уважения, а уж тем более благодарности от народа не дождёшься. Все горазды лишь критиковать и видеть недостатки. А я вот, напротив, хочу поздравить всех милиционеров с их профессиональным праздником – Днём милиции! Хочу пожелать им здоровья и терпенья. А ещё ни пуха вам ни пера, даже «если завтра будет круче, чем вчера»! Не впервой, прорвётесь!

Мария ТАРАТОРКИНА