Вопрос скорее риторический. Никому из нормальных людей, обычных простых горожан, рабочих, инженеров, учителей, врачей, студентов, пенсионеров, предпринимателей, этого, конечно же, не хочется. А вот как быть с нашей армией чиновников? С людьми, которые принимают правила, по которым нам всем приходится как-то жить, а порой даже и выживать.

На словах, разумеется, все власть имущие горой за чистоту и порядок. Поднимают эту тему на своих бесчисленных совещаниях. Дают пространные интервью в прессе, где жестко критикуют организации, своими силами пытающиеся навести хоть какой-то порядок и разобраться с мусорной проблемой в Ульяновске и области. Простых же людей гложет вопрос, не с легкой ли руки наших господ чиновников и появился «крылатый» термин – «Ульяновск – мусорная столица Поволжья»?

Решая какие-то свои локальные задачи, «погрязнув» в боях «местного» значения, межведомственных и межуровневых разборках, эти столоначальники между делом, походя, ославили нашу область вышеуказанным эпитетом. Сначала больше десятка лет мы не могли расхлебать сомнительную историю с «красным поясом», который непонятно за что на нас нацепили. Теперь дела еще «почище». Ульяновск, видите ли, «мусорная столица». И кого из причастных к созданию этой сомнительной славы волнует, что в городе с такой «кристальной» репутацией никто не захочет жить? У чиновников, видимо, и в этом случае действует какая-то своя, недоступная простым смертным логика.

Парадоксально, но единственный тариф, который не претерпевал каких-либо изменений еще с прошлого века, -расценки на вывоз мусора. Такая услуга населению до сих пор стоит менее 15 рублей с человека в месяц. Это цена одной булки или трех самых маленьких куриных яиц, яичницей из которых не накормишь и пигмея, крохотной чашки сметаны или одной поездки на маршрутке из нового города в центр. К примеру, цена автомобильного топлива, из стоимости которого на 50% должен состоять этот тариф, увеличилась за это время в 11 (!) раз. Покойный ныне руководитель муниципального специализированного предприятия по уборке города Николай Пирогов не раз сигнализировал власти, что при существующем тарифе на вывоз мусора его организация не выживет. В результате из-за износа техники и многочисленных долгов спецавтохозяйство было вынуждено отказаться от большинства заказов по вывозу мусора. И это муниципальное предприятие, основные средства которого -спецтехника, гаражи, ремонтная база и многое другое -приобретаются за счет бюджета! Долго ли еще смогут оказывать эти крайне важные услуги те несколько предприятий, что еще спасают наш город от мусорных завалов, подобных тем горам отходов, что поглотили Неаполь?

Если взглянуть на ситуацию объективно, с другой стороны, не чиновничьей, то издержки компаний на вывоз мусора постоянно растут. Только в нынешнем году стоимость топлива и запчастей для машин уже выросла почти вдвое. А ведь немало и других расходов, в том числе на амортизацию, налоги, зарплаты сотрудникам. Работать и мириться с убытками, да еще непрерывно увеличивающимися, долго не сможет ни одна организация. К тому же перевозчиков бытовых отходов еще и постоянно привлекают к бесчисленным субботникам, где вывозить мусор приходится и вовсе бесплатно, за свой счет. За свой счет они ремонтируют и меняют изношенные контейнеры -город не хочет тратить на это деньги. При таком положении дел, если в будущем году ничего не изменится, ульяновским компаниям по вывозу отходов не останется другого выбора, как распрощаться с этим бизнесом.

Несомненно, на опустевший рынок этих услуг, в стремительно заваленный мусором город, придет такой же гигант-монополист,- как поставщики электроэнергии, воды и тепла, и продиктует протрезвевшим чиновникам свои жесткие условия. Тариф придется поднять во много раз. О дармовой работе на субботниках – забыть. Новый хозяин рынка услуг по вывозу отходов не станет из своего кармана оплачивать расходы на транспорт и работу собственных сотрудников на этих сомнительного значения мероприятиях, доставшихся нам в наследство от счастливых времен копеечных коммунальных тарифов и квартплаты, невероятно дешевых продуктов, социально-экономической стабильности и уверенности в будущем.

Но платить ежемесячно высокую цену за вывоз мусора, в условиях полного отсутствия конкуренции, все равно придется нам, населению. Как и за все остальное.

Правда, есть надежда, что все же недальновидных, нерасчетливых, излишне «податливых» на посулы монополистов чиновников в конечном результате на ответственных постах не останется. Впереди выборы. Новая власть, наверняка, расстанется с нерадивыми специалистами, так неаккуратно и опрометчиво «подставившими» прежнее руководство.

Дмитрий МАРИНИН