В ноябре 1941 года был расстрелян епископ Пермский, Вятский и Ульяновский Николай Знамеровский. Судьба репрессированного владыки может служить ярким примером притеснения властями священнослужителей. До расстрела его трижды осуждали по, казалось бы, смехотворным обвинениям.
До революции Николай Знамеровский окончил Духовную академию и начал работать в Пермской духовной семинарии. В 1919 году его назначили епископом Пермской епархии. В гражданскую войну владыка не вставал на сторону красных или белых. Он просто служил, не вмешиваясь в политику.
Когда представители советской власти попросили Знамеровского, чтобы он призвал верующих и духовенство выполнять распоряжения новой власти, он выступил со специальной декларацией. Но от гонений, которые тогда начались по всей стране, священнослужителя это не спасло. Вскоре Знамеровский был арестован. Обвинили его в контрреволюционной деятельности. Серьезное обвинение основывалось всего на одной фразе, произнесенной во время проповеди. «Гонения на христиан в четвертом веке…», – кто-то из местных чинов нашел в этих словах двойной смысл и донес на священнослужителя в ОГПУ.
За несколько слов Знамеровского отправили в колонию. В заключении он продолжал служить: молился и совершал требы, несмотря на запреты начальника колонии.
Отсидев от звонка до звонка, вышел на свободу и был назначен епископом Вятской епархии. Но уже через несколько месяцев вновь был арестован.
На этот раз органы вспомнили о дореволюционном прошлом владыки: якобы в 1909 году он голосовал за исключение из семинарии учащегося, причастного к революционной деятельности. И хотя семинариста того так никто из духовного учебного заведения не выгнал, Знамеровского снова приговорили к трем годам лагерей.
Выйдя на свободу, он отправился епископом в Ульяновск. Но долго прослужить в наших краях Знамеровскому не удалось. Ночью в его дом ворвались энкавэдэшники и увезли с собой в ЧК. После этого владыка практически был отправлен в ссылку: он получил предписание немедленно покинуть наш город и переселиться на пять лет в Сыктывкар.
Но и там в покое не оставили. В Сыктывкаре к Знамеровскому вновь явились чекисты, объявили о том, что он снова занялся контрреволюционной деятельностью, избили и привели на допрос. Оказалось, контрреволюции владыка поспособствовал, подав нищему в церкви пять рублей. Нищий, по словам чекистов, был матерым врагом советской власти. Не сумев отбиться от обвинений, владыка вновь оказался в лагере.
Несмотря на возраст и болезни, священнослужитель вместе со всеми ходил на тяжелые работы – валил лес. Когда, наконец, его выпустили, на свободе он оказался с формулировкой в документах: «Без ограничений». Это давало право Знамеровскому жить где угодно и работать кем угодно.
Но пожить свободно не удалось. Всего через два месяца он снова был арестован за контрреволюционную деятельность. На этот раз владыку обвинили в организации заговора против советской власти. Заговор якобы он готовил, сидя в лагере. Кроме владыки, по этому же делу проходили три крестьянки.
Несколько месяцев дело «четырех контрреволюционеров» рассматривалось чекистами. 17 ноября обвиняемым были вынесены приговоры. Двоих женщин осудили на длительные сроки, а еще одну крестьянку и владыку Знамеровского приговорили к высшей мере. В тот же день они были расстреляны.
Лидия ПЕХТЕРЕВА