Село Шмелевка Старомайнского района расположено в живописной местности. Вокруг леса, волжские заливы, речка Утка.

Весной сюда прилетают гнездиться гуси, утки. Свежий воздух, вода из артезианской скважины. Лучшего места для труда и отдыха не придумаешь.

Нам с женой по наследству от тещи в этом селе достался деревянный домик. После выхода на пенсию мы ежегодно на лето приезжаем и живем там до поздней осени.

Около нашего жилища стоит полувековой раскидистый вяз. К нему по вечерам прилетали огромные стаи грачей и размещались на ночлег. Но вот уже последние два года грачи больше не прилетают. Напротив нас проживал старожил села Николай Сергеевич Белов. Я спросил его: «Куда делись грачи? Почему они больше не садятся на это дерево?».

Он улыбнулся и ответил: «Вот за твоим домом расположен механизированный ток. Он ежедневно работал – сортировал зерно. А сейчас молчит. Поля у нас не пашутся и не засеиваются. Птицам кормиться стало нечем. Вот они и улетели».

Шмелевский СПК «Искра» имеет около трех тысяч гектаров пашни. В этом году арендаторами было занято всего 500-600 га под подсолнечник. А сам СПК не засеял ни гектара.

Есть у этого хозяйства ферма крупного рогатого скота. Дойных коров там 60 голов. Всего их в Старомайнском районе, по сведениям районной газеты, – 1348. Средний надой на корову в летний период – около восьми литров в день. Если подсчитать количество населения в районе, то получится не более 0,5 литра молока на человека. Маловато.

Есть поголовье скота и в частном секторе. В Шмелевке не более 50 коров. К осени количество уменьшается. И так из года в год.

У всех жителей имеются приусадебные участки. Земля здесь плодородная. Все овощные культуры дают большие урожаи. Но из-за старения населения значительная часть участков заросла бурьяном. Трудоспособные мужчины уезжают на заработки в большие города.

Жителей в деревне приблизительно 350 человек. Рядом со Шмелевкой на расстоянии полукилометра находится село Матвеевка. Там проживает 300 человек. На два этих поселения – одна контора, в которой трудится руководство сельского муниципального образования, одна больница с врачом общей практики, одна почта и одна средняя школа. В одиннадцатом классе в этом году заканчивают учиться 15 выпускников, а принято пять первоклашек.

Тот же Николай Сергеевич рассказал мне, что однажды его вызвал в администрацию села чиновник и повел разговор: «…Ты всю жизнь провел в Шмелевке и всех знаешь.

Напиши мне письменно, кто у нас торгует спиртом». Он ответил: «Мне 83 года, пить водку я уже не могу, да и пенсия у меня такая, что я в состоянии купить хорошую бутылку в магазине. А кто торгует спиртом, ты сам знаешь лучше меня, потому частенько к ним наведываешься». «После такого ответа он обругал меня матом и больше вопросов не задавал».

В деревне бывают случаи суицида на почве алкогольной депрессии.

В этом году два человека покончили с собой и случилось два пожара.

Один дом загорелся оттого, что хозяйка уехала, оставив включенным нагревательный электроприбор. Второй произошел в доме, где был «притон» любителей горячительного. Дом сгорел полностью, а пьяного хозяина еле успели ночью вынести соседи.

Шмелевка расположена на границе с Татарией. Там все населенные пункты газифицированы. О сроках газификации Шмелевки, Матвеевки, Грибовки не говорят и не пишут.

Люди пользуются баллонным газом.

В целях подготовки к предстоящей Всероссийской переписи населения всем улицам давали названия, а домам – номера. Но только на бумаге. Ни на одном доме нет табличек.

О дорогах в селе говорить много нечего. Их практически нет. Летом автомашины ездят, где хотят. Весной и осенью – грязь непролазная. Проехать можно только с автобусной остановки на трассе до почты. Со стороны улицы Пушкина и других до магазинов люди ходят пешком. Зимой дороги изредка чистит СПК, у которого есть трактор и договор с администрацией поселения. Баллоны с газом выгружают у почты, и кто как может доставляет их домой.

В апреле на 84-м году жизни скончался упоминавшийся мной один из последних в деревне участников Великой Отечественной войны – Николай Сергеевич Белов. Он участвовал в битве под Курском, был ранен. За боевые и трудовые заслуги награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и многими медалями. Схоронили его на сельском кладбище.

Хоронили всем селом. Митинг открыл глава сельскогомуниципального поселения В.Сигачев. К сожалению, воинских почестей не было.

От райвоенкомата-то никто не приехал (40 км). Да и из райцентра был только как частное лицо бывший глава района Максимов. Любительница высокопарных поздравлений и пожеланий – районная газета – не нашла возможности на своих страницах поместить хоть коротенький некролог.

Евгений КАРПОВ, ветеран труда