права потребителей
О, сколько нам открытий чудных готовит современный российский рынок! Понятно, что при относительно ограниченных возможностях отечественного покупателя, продать тот или иной товар бывает довольно сложно, а посему не последнюю роль в стимулировании продаж играет «тяжёлая артиллерия» бизнеса – реклама. О некоторых рекламных уловках, и о том, как нам, покупателям, защитить свои права, и хочется рассказать.
Немало неприятных для покупателей историй, а то и просто скандалов в течение этого года было связано с покупкой автомобилей. Вот одна из недавних историй.
Житель Ульяновска решил приобрести автомобиль «Рено-Логан» – и качество неплохое, и цена относительно невысокая. В каталоге в основном значились цены, указанные московскими фирмами. И это как раз не тот случай, когда «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз». До Москвы относительно недалеко. У многих в столице живут родственники, знакомые – есть где остановиться. А московские цены буквально подкупали – 260 тысяч рублей. В Ульяновске на тот период времени «Рено-Логан» продавался от 280 тысяч.
Человек звонит в Москву.
– Есть автомобили за 260 тысяч?
– Есть!
– Через 3 дня будут?
– Будут. Приезжайте…
Обрадованный покупатель позвонил родственнику в столицу, проверил информацию. И вот герой истории уже в Москве. Опять звонок в автосалон. Предложение остаётся в силе и через час он уже на месте продаж. Офис-будочка. Стучимся.
– Хочу купить автомобиль.
– Пожалуйста: 285 тысяч.
– Но ведь час назад было 260?!
– Это девочка-менеджер ошиблась. Не хочешь, не покупай…
Человек обошёл все возможные и невозможные салоны столицы. Дешевле 275-и нигде нет. А ведь в рекламе значилось 260.
Попробуйте представить себя в этом положении. Вы уже потратились на билет до Москвы. Затратили время. Предлагается машина по цене ульяновской. Может быть, всё-таки купить и хотя бы сэкономить на обратной дороге? Часто люди именно так и поступают. Это психологический аспект, который хорошо известен многим маркетологам.
Ещё один пример на ту же автомобильную тему. Известный в Ульяновске автосалон реализует автомобили по цене 223 тысячи рублей (цена заявлена в рекламе). Покупатель приходит в салон – хочу приобрести. Пожалуйста! По этой цене, никто не возражает. Но в придачу к автомобилю, оказывается, нужно купить опции ещё на 20 тысяч. В результате цена с 223 сразу возрастает до 243 тысяч. А в рекламе об этом ничего не говорилось!
Кстати, такие ухищрения встречаются не только с автомобилями. Окна, двери, квартиры, дублёнки, обувь, бытовая техника — при их продаже можно встретить похожий приём. Например: пластиковое окно от стольки-то тысяч. Значительно или несколько дешевле, чем обычно. На деле выясняется, что это окно без работы, без подоконника, а может быть и без рамы. В итоге будет стоить ещё дороже, нежели по среднерыночной цене. Обидно и досадно, когда домашний, а точнее заявленный в рекламе расчёт не сходится с базарным. Ещё обиднее, что в нас, покупателях, видят только жертву для своих «маркетинговых» приёмов, как говорят в отдельных кругах – «лоха». Но бороться с таким положением вещей можно и нужно.
Во всех приведённых примерах налицо нарушение прав потребителей. Но для защиты своих прав в первую очередь следует апеллировать к Закону о рекламе». Есть такой замечательный закон, о котором многие не знают. А меж тем он чётко регулирует данную ситуацию: информация о товаре должна быть полной и достоверной. Кстати, об этом же говорит и Закон о защите прав потребителей. Поэтому алгоритм защиты своих интересов будет следующим.
– Сохраните рекламное объявление, в котором была означена цена товара (чаще всего это газета с объявлениями, каталог или рекламный проспект).
– Возьмите распечатку звонков, подтверждающую, что вы звонили в данную фирму (аудиозапись разговора с её представителем будет вообще идеальным вариантом).
– Заручитесь свидетельскими показаниями, что в продаже товара по цене, заявленной в рекламе, вам отказали (крупные покупки мы обычно совершаем в присутствии друзей или родственников).
После этого можно обратиться к фирме с претензией, в которой потребовать, реализовать вам товар по цене, указанной в рекламе, компенсировать имеющиеся затраты, если такого товара нет в наличии (например, проезд к месту продажи в Москву), а также компенсировать нанесённый моральный ущерб.
Судебная практика по аналогичным делам есть. Совсем недавно один крупный магазин предлагал на момент своего открытия ноутбуки за 10 тысяч рублей. Реально по этой цене ноутбуков в торговой точке не было. Но покупательница с помощью претензии убедила магазин продать ей ноутбук за 10 тысяч. Так что бороться с теми, кто выдаёт недобросовестную и недостоверную рекламу можно. Собственно, и сделать это не очень сложно, нужно только помнить о своих правах и требовать уважения к себе со стороны торгующих организаций.
Владимир КОРШУНОВ