НАМ ОТВЕЧАЮТ

НЕ ИЩИТЕ КОРРУПЦИОНЕРОВ СРЕДИ МЕДИКОВ

Уважаемая редакция газеты «Дыхание Земли», просим опубликовать наш официальный ответ на вашу критическую публикацию «Коррупция и здравоохранение» от 15.10 2008.

Вы упрекаете нас в том, что давно является самой больной мозолью здравоохранения Дальнего Засвияжья. Проблема существует уже лет пятнадцать. Начнем с того, что МУЗ «Городская поликлиника №4» на сегодняшний день обслуживает почти 113 тысяч населения. По всем санитарным нормам, на такие объемы пациентов необходимо как минимум две поликлиники мощностью на 600 посещений в смену. Поликлиника сегодня ведет по 1,5 тысячи посещений в смену, что превышает норму почти в 2,5 раза. Кроме того, в связи с поступлением нового оборудования, появились новые врачебные специальности – всего 21. Укомплектованность кадрами крайне низкая. Хирургов, к примеру, по штатному расписанию 7 единиц, а по факту работает только три специалиста.

Мы прекрасно понимаем, что из-за нехватки площадей и кадров происходит скученность пациентов на приемах. Люди стоят в очередях по несколько часов, волнуются и нервничают, самочувствие их ухудшается. Не легче и нашим докторам. Для того чтобы улучшить качество и доступность услуг регистратура, лаборатория, физкабинеты работают у нас на час дольше – с 7.00. Участковые терапевты «пашут» в три смены. Притом, что в поликлинике их на треть меньше нормы.

Строительство новой поликлиники в Дальнем Засвияжье во многом бы решило проблему. Но проект не двигался с места уже давным давно. И выборы здесь ни при чем. И коррупция тоже. Бюджет у нас – дефицитный. В настоящее время мэрией Ульяновска ведутся переговоры с инвестором, а в проект бюджета 2009 уже заложено 30 млн. рублей на проектно-сметную документацию. Это надежда на то, что жизнь наших медиков и наших пациентов наладится.

Что касается платных услуг, 5-10 рублей, которые обозначены в вашей статье, – это суммы, которые давно уже вышли из обихода нашей жизни. Некоторые анализы, действительно, стоят сотни рублей. Но – заметьте – никакой «обязаловки» в их сдаче нет и быть не может. Пациент их делает по собственному желанию, решает сам – может он себе позволить углубленную диагностику или нет. А наша система здравоохранения бесплатно может предложить лишь то, что прописано в территориальной программе госгарантий. Было бы туда включено какое-либо дорогостоящее обследование – мы его непременно делали бесплатно. Но пока за него не платит бюджет – приходится платить самому пациенту. Так что причем тут коррупция в здравоохранении?! Есть законы, и мы обязаны их соблюдать.

Кроме того, ответственно заявляю, что в нашей поликлинике платные услуги предоставляются населению ниже себестоимости, а доходная часть от них в нашем ЛПУ самая низкая в городе. И даже эта сумма – представьте себе – не остается в моем, к примеру, кармане. Она идет в бюджет МО после уплаты налогов и сборов и только потом возвращается к нам в виде дополнительного источника финансирования. Куда идут эти деньги? Все жестко подотчетно: на коммуналку, на расходные материалы, на зарплату медперсоналу. Вы разве не знаете, уважаемая редакция, что зарплаты у нас – весьма скромные. И медики совсем не тот круг, где стоит искать (ловить) озолотившихся на взятках коррупционеров.

Главный врач В. П. Добролюбов.

Больные мозоли

Уважаемый господин В.П. Добролюбов!

Главной темой статьи, которая Вас так расстроила, была отнюдь не работа руководимой Вами поликлиники, а общая ситуация в системе областного здравоохранения и деятельность нынешнего министра этого ведомства Федора Прокина. Нам жаль, что Вы приняли вопросы, поднятые в публикации исключительно на свой счет и счет коллектива поликлиники. Точно такие же проблемы в любом другом практикующем бюджетном учреждении областной системы здравоохранения. Мы готовы обсудить их еще раз. Тем более что причиной этого обсуждения стали некоторые положения Вашего письма.

Забывчивый министр?

Напомню, вкратце, о чем шла речь в статье. В феврале этого года губернатор Сергей Морозов посетил поликлинику №4 где, по его словам, он пришёл в ужас. Сотни посетителей поликлиники, в основном люди преклонных лет, вынуждены часами стоять в огромных очередях, начиная с регистратуры и заканчивая процедурными кабинетами. Губернатор назвал увиденное откровенным унижением людей. А посетители поликлиники пожаловались ему, что с них дерут деньги буквально за всё подряд. Причем за ряд анализов берут не по 5-10 рублей, а сразу, не мелочась, по 500-700 рублей.

Под впечатлением увиденного Сергей Морозов поручил министру Прокину изучить все вопросы, связанные с переводом регистратур поликлиник на электронную систему записи посетителей и ликвидировать систему тотальных поборов. Министр тогда пообещал губернатору, что ему для изучения порученного хватит 10 дней. Это и стало причиной появления нашей публикации в октябре. Сейчас уже конец ноября, но ничего нового в ульяновской системе здравоохранения для решения этих проблем так и не сделано. За исключением, разве, Вашего возмущенного письма?

Каждому пациенту– по стулу!

А ведь речь идет далеко не о самых сложных и острых проблемах. Вы, пишете, что проблема огромных очередей в регистратурах появилась никак не меньше 15 лет тому назад, что она и по сей день является «больной мозолью» системы. Но неужели за эти годы невозможно было приобрести хотя бы необходимое количество стульев для поликлиник? Ведь деньги, и совсем немалые, на евроремонт помещений учреждений здравоохранения находятся? А посреди этой красотищи больные часами простаивают на ногах. Не лучше было бы ремонт сделать чуть поскромнее, а условия для посетителей более человечными?

Из многочасовых очередей медики ухитряются «отжимать» свое. Проявит пациент догадливость, найдет сговорчивого врача, и проблема будет быстро решена – он в нужном ему кабинете. Каждый посетитель не раз видел, как мимо очереди проносятся медсестра, а за ней пациент, которому явно умирать не завтра. Если Вы признаете, что проблема очередей и стульев не решается уже полтора десятка лет, то должны и признать, что это тоже система. И кому-то нужно, чтобы пациенты чаще и лучше соображали, как им решить проблему?

«Отжим»

Вы пишите, что среди медиков не стоит искать коррупционеров. Как рассказывал мой знакомый, еще в 2002 г. в ЦГКБ «отжим» производился элементарно просто. Нужно больному позвонить по телефону домой, значит, он должен чего нибудь сунуть медсестрам. Иначе его могли просто не подпустить к телефону. А чтобы «отжимать» подношения было удобнее, на посту медсестер держали два аппарата, у одного из которых не было номеронабирателя. Если больному кто-то звонил из города, его еще могли позвать в строго определенное время. Сам он позвонить уже не мог. Но если больной проявлял сообразительность, то он легко получал второй аппарат практически в любое время. Частный случай? Но сколько их ежедневно происходит только в одной больнице, по городу и области? То есть речь снова идет о системе.

Вы скажете, что это никакая не коррупция, а элементарное вымогательство? Наверное, с Вами можно согласиться. Ведь коррупция, классически, всегда трактовалась как срастание государственных структур и криминальной преступности. Но времена-то меняются – меняется и содержание понятий. К тому же «отжимающие свое» медсестры и санитарки – это самый низший эшелон вымогательства. Бакшиш у них действительно небольшой. С него не озолотишься. Зато и эшелон этот самый массовый. Об этом может рассказать практически любой человек полежавший в наших больницах.

Исцели себя сам

Сейчас при острой нехватке средств у минздрава больному предлагают самому решать проблему. Причем без всякой обязаловки – либо приобретать дорогостоящее лекарство в частной аптеке, либо обойтись без него. То есть излечить себя самому? Значит: хочешь и можешь платить за лечение – лечись и живи себе дальше. Не хочешь или не можешь, то упокой Господь твою душу… Я понимаю, что Вы, Виктор Петрович, как человек системы здравоохранения, если не дай Бог и попадали на больничную койку, то автоматически были избавлены от поборов со стороны медперсоналов. Но другие, не из системы?

Недавно к лишению свободы была осуждена завотделением одной из городских больниц. Здесь вымогательство шло уже на более высоком уровне. Несчастный посетитель, даже после того, как прорвался в кабинет к врачу, услышал, что свободных коек нет, и когда будут неизвестно. Врач намекнула больному, что за определенную сумму она возьмется решить этот вопрос в ускоренном порядке. Состояние больного было столь критическое, что он, по-видимому, уже не надеялся при жизни выстоять очередь на койкоместо. Очевидно, денег у него тоже не было, и он вынужден был обратиться в правоохранительные органы. В итоге больной оказался все-таки на вожделенной больничной койке, а доктор-вымогательница на нарах. По-прежнему считаете, что медики не тот круг, где нужно искать коррупционеров.?

На министра надейся?

Хочу особо подчеркнуть, что я отнюдь не считаю всех медиков взяточниками и коррупционерами. Среди них масса честных людей, которые действительно пашут по три смены на благо людей. Просто деятельность взяточников всегда на виду и бьет она по населению весьма ощутимо. На мой взгляд, существует еще одна важная проблема, предопределяющая нынешнюю ситуацию в облздравоохранении. Это деятельность самого министерства Федора Прокина, для которого дать и не выполнить обещание – дело обычное.

Вы пишете, что одна из причин проблем поликлиники №4 это теснота из-за недостатка помещений. Также Вы надеетесь на очередное данное Вам обещание выделить в следующем году 30 млн. рублей на проектно-сметную документацию для строительство нового здания поликлиники. Что ж, поживем – увидим.

Станислав Абраменков