В последние годы во время проведения кампаний по подготовке к очередному отопительному сезону, основные заботы властей сосредоточены на закупках мазута и газа, на ремонте теплосетей. Немало внимания уделяется небольшим котельным, которые в основном находятся в районах области. Безусловно, все это нужные и реально оправдывающие себя властные хлопоты. Однако о серьезных проблемах крупных производителей тепла сейчас практически ничего не говорится. Они, как бы, остаются «за кадром». А проблемы эти нет-нет, да и дают о себе знать.
Последний «звонок»
Он прозвучал в конце октября этого года, вскоре после того, как официально было объявлено о том, что отопительный сезон 2008-2009г.г. начался. Тогда в Димитровграде, в связи с аварией в структурном подразделении НИИАРа – ТЭЦ-1, вся западная часть города, а это 750 домов, была на два дня отключена от подачи тепла и горячей воды.
Это далеко не первое чрезвычайное происшествие на ТЭЦ НИИАР. Еще в марте 2004г., через день после окончания выборной кампании, стало известно, что трансформаторное хозяйство НИИАРа не работает пять месяцев. Тогда практически все левобережье области снабжалось только за счет трансформаторов, находящихся на правом берегу. Однако из политических соображений власти скрывали эту информацию. Все это очень напоминало местный миничернобыль.
Но это только та информация, которая «просочилась», которую просто невозможно было скрыть. Последнее октябрьское ЧП – еще одно подтверждение того, что техническое состояние ТЭЦ НИИАР сегодня оставляет желать лучшего. Да, на этот раз обошлось. Наспех ликвидировав поломки в условиях, когда до настоящих морозов дело еще не дошло, димитровградцы уходят в зиму в условиях, когда основной теплопроизводитель города находится в весьма ненадежном техническом состоянии.
Новогодняя разморозка
Насколько масштабными могут быть последствия аварий на крупных предприятиях, производящих тепло, ульяновцы знают не понаслышке. В студеную новогоднюю ночь 1978-1979 г.г. в результате аварии на ТЭЦ-1 без тепла остались жители Засвияжья и части Ленинского района. В итоге в домах были разморожены системы центрального отопления, полопались трубы и батареи в квартирах. Тогда помощь пострадавшим ульяновцам оказывал практически весь Советский Союз. Радиаторы для отопления квартир доставлялись самолетами даже с Дальнего Востока. И все равно, для окончательной ликвидации последствий той аварии потребовалось несколько месяцев. Сейчас на такую помощь даже рассчитывать не приходится. А значит, последствия подобной катастрофы могут быть куда масштабнее.
В 2004г. ТЭЦ-1 тоже могла стать проблемой большого масштаба. Одну из турбин ТЭЦ тогда отправили на ремонт в Екатеринбург. Где она и «зависла» до сентября, в связи с отсутствием средств у ульяновских энергетиков для оплаты ее ремонта и доставки в Ульяновск. Кроме того, на самой ТЭЦ из-за затянувшегося ремонта резервуаров не могли принять мазут, без резервного запаса которого категорически нельзя запускать турбины. Правда, тогда энергетики сумели выкрутиться и успели в последний момент запустить турбину. Тепло, пусть и с большим опозданием, все-таки пошло к потребителям. Но все это было на грани фола. Стоило морозам ударить раньше на пару недель, и беды избежать не удалось бы.
ТЭЦ с разрушенной трубой?
Другой крупный производитель тепла – это ТЭЦ-2. Она была построена на несколько десятилетий позже ТЭЦ-1. Однако еще в конце 90-х годов много было разговоров о том, что необходим срочный ремонт активно разрушающейся верхней части трубы ТЭЦ-2. Обрушение трубы означало бы полную остановку ТЭЦ. Такие работы могут выполнять только альпинисты со специальной подготовкой. Подобных бригад в России буквально две-три, они нарасхват. Работы тогда были начаты, но почти сразу прекращены – ввиду отсутствия необходимых средств. Впоследствии никакой информации об их удачном завершении не поступало.
Затем летом 2004г. тогдашний управляющий «Ульяновскэнерго» А.Сидоров заявил, что, зимой на ТЭЦ- 2 может произойти катастрофа, аналогичная той, что была в Засвияжье в 1979 году, поскольку трубы, через которые в город подаются вода и пар, находятся в плачевном состоянии. Дальнейшая их эксплуатация в условиях осенне-зимнего максимума невозможна, поскольку в случае порыва данных трубопроводов без тепла на продолжительное время останется большая часть левобережья Ульяновска с населением в 160 тысяч человек. Для производства ремонтных работ срочно нужны были деньги, поскольку трубопрокатные заводы отпускают свою продукцию только по факту предоплаты. Таких денег ни у энергетиков, ни у города не было. Областным властям о предкатастрофной ситуации на ТЭЦ-2 было отлично известно. Однако губернатор Шаманов преспокойно укатил в отпуск на Олимпиаду в Афины.
В 2005г. в местных СМИ прошла информация о том, что нужен срочный ремонт «дышащей на ладан» одной из турбин на ТЭЦ-2. Ни про то, что деньги нашлись, ни про то, что турбина отправлена на ремонт впоследствии никакой информации не было. Хотя обычно, если энергетикам удается решать проблемы такого рода, то без шумных пресс-конференций и последующих публикаций в СМИ дело никогда не обходится.
Мани, мани!
Сегодня, когда происходит авария в системе энергоснабжения, сами энергетики объясняют произошедшее прежде всего изношенностью практически всех систем. И тут же называют гигантские суммы, которые должны энергетикам местные власти и население. При этом они уже не вспоминают о том, что оплата услуг ЖКХ в Ульяновской области самая высокая в ПФО. Как не вспоминают и о своих прошлых обещаниях.
Еще в 90-х годах РАО ЕС России овладела тремя крупными ульяновскими ТЭЦ. В то время тепло от ТЭЦ получали 60% ульяновцев. Одним из аргументов в пользу такой передачи было заявление о том, что создание единой энергетический системы позволит более рационально использовать энергию. Раздавались обещания и о том, что в результате можно будет снизить стоимость тепла получаемого ульяновцами. Что из этого получилось в 90-х годах вряд ли нужно кому-то рассказывать. Однако оставить без своей опеки те 40% ульяновцев, которые тогда получали тепло от муниципальных котельных, энергетикам не позволяли их аппетиты.
Когда в 2006г. энергетики ребром поставили вопрос о передаче им всей оставшейся энергосистемы области, аргументы использовались те же. Министр ТЭК областного правительства самарец Сергей Никитин, ярый сторонник передачи остатков ульяновской энергосистемы в СМУЭК, в июне 2006г. так обосновывал необходимость этого: «Объединение…позволяет оптимизировать использование материальных, финансовых и людских ресурсов, сократить затраты».
При сокращении затрат производителя энергии, в результате «объединения и передачи» ему тепловых сетей, ульяновцы могли бы рассчитывать хоть на какое-то сдерживание галопирующих цен на его продукцию. Ну и где оно, это сдерживание цен? Где ремонт изношенного оборудования на ульяновских ТЭЦ? Где своевременная подача тепла в начале отопительного сезона?
Пока петух не клюнет?
Итак, на основе имеющейся в нашем распоряжении информации мы можем сделать вывод:о спасти от возможной ледяной катастрофы нас может только теплая зима, когда системы теплопроизводителя смогут работать не на полную мощность. Конечно, если, упаси Бог, катастрофа все-таки случится, виновные будут найдены. На худой конец, просто назначены и наказаны. Но пострадавшему населению от этого легче вовсе не станет. Конечно, в срочном порядке заниматься латанием «дыр» крупных теплопроизводителей в начале зимы уже поздно. Здесь уж как повезет.
Я совершенно далек от мысли давать конкретные технические рецепты энергетикам. Однако любому здравомыслящему человеку понятно: пока есть время, чтобы собрать, изучить и обобщить наиболее острые проблемы крупных производителей тепла, определить наиболее «узкие» места и выработать меры по решению этих проблем. И методично их решать. На это потребуется не день, не месяц и даже не год. Или успокоенные отсутствием крупных ЧП в последние годы областные власти и руководство объединенной энергосистемы снова поступят по старинной российской привычке – пока гром не грянет, мужик не перекрестится? И занятые другими важными делами будут спокойно поджидать, когда прилетит тот самый пресловутый клюющийся петух?
Юрий КОРАБЛЕВ