Корреспондент «СК» обзвонил несколько ульяновских средних школ в разных районах города с целью выяснить, насколько охотно родители учеников заключают договоры на право доступа к электронной системе контроля за успеваемостью своих чад. Выяснилось, что поддержка интернет-дневников учащихся требует от школ вложения времени и денег, но затраты не окупаются, потому что услуга спросом у родителей не пользуется.

Новая система контроля за успеваемостью – так называемый электронный дневник школьника – введена в ульяновских школах с начала учебного года по приказу городского управления образования. Ежедневно в электронную базу вводятся данные по каждому классу, по каждому уроку: посещаемость, тема занятия, отметки, полученные учениками, домашнее задание. Родители школьника могут получить доступ к этим данным через интернет, для этого они должны заключить договор с фирмой-разработчиком программного обеспечения и перечислить на ее счет 60 рублей в месяц, половину из которых фирма обещает отдать школе.

По оценке инициаторов новшества, услуга может заинтересовать до 20 процентов родителей. Впрочем, никакого официального опроса на эту тему не проводилось. Другими словами, цифра взята с потолка. А вот в Гуманитарном лицее все-таки провели анкетирование 800 родителей, из них электронным дневником заинтересовались восемь процентов опрошенных (до 20 процентов все же далеко), но договор заключили – единицы. И это – в «продвинутой» школе.

Единицы – на сегодня это вполне корректная оценка спроса на электронный дневник. Чтобы получить ее, достаточно было наугад позвонить в несколько школ. Например, в средней школе №29 (Ленинский район), где учится 456 человек, договор подписало около десяти родителей. Школа №85 (дальнее Засвияжье): ни одного договора, хотя школа большая – почти 1200 учащихся. Гимназия №30 (Киндяковка): 10 договоров на 804 учащихся. Школа №72 (новый город): 634 ученика, используют электронный дневник не более десятка родителей. Гимназия №1 – более тысячи учеников, родители всего лишь двоих пожелали просматривать интернет-дневник. В лидерах – гимназия №3 и лицей №40, где подписано около 40 договоров доступа к электронным дневникам, но на 860 и 700 учеников соответственно – это около пяти процентов.

Учителя ведут разъяснительную работу на родительских собраниях, но сдвиги в сознании «потребителя» происходят медленно. Одна из возможных причин – слабая интернетизация: число семей, для которых интернет стал неотъемлемой частью жизни, недостаточно велико. Учитель физики средней школы №6 Нина Тисленко называет электронный дневник «маниакальным креативом» и считает, что чиновники ставят телегу впереди лошади: «Если выход в интернет есть у учителей, у учеников, у родителей – то вести электронные дневники, может быть, и удобно, но идея должна созреть естественным образом».

Те немногие, что подписались на услугу, приводят очень любопытные аргументы в пользу своего решения. Елена Я., мать одиннадцатиклассника, не видит в нововведении ничего революционного: был бумажный дневник, стал электронный. Для этой семьи услуга стала решением проблемы: глава семьи работает в Москве, поэтому для него интернет-доступ к данным об успеваемости сына – это выход, одна из возможностей участвовать в воспитании сына. «Подростки в этом возрасте довольно скрытны, большинство утаивает от родителей не только отметки, но и другие события, потому что у них в подсознании включается какой-то охранительный режим, – говорит Елена Я. -Поэтому нужна достоверная и оперативная информация, чтобы своевременно выявить проблему с успеваемостью».

С ней солидарна Елена М., которая столкнулась с проблемой вранья: ее дочь приносила хорошие отметки в дневнике, но они, что называется, не соответствовали действительности. Оказывается, в некоторых классах имеются «штатные графологи», которые умеют подделывать почерк и подписи учителей, эти юные «специалисты» и занимаются массовой фальсификацией дневников. Чтобы проверить дневник на «соответствие», приходилось идти в школу и просить классный журнал, но тут выяснилось, что некоторые учителя переносят отметки из своей тетради в журнал нерегулярно, так что родителей в конце четверти мог ждать сюрприз -куча «двоек». «Электронный дневник обязывает учителя выставлять отметки в журнал каждый день, – говорит Елена М. – Нам он дает возможность видеть, как выглядят успехи нашего ребенка на фоне одноклассников, даже на фоне всей школы и города».

Начальник городского управления образования Людмила Соломенко говорит, что главное назначение электронной системы – контроль за работой учителя. Контроль получается многоступенчатый: классный журнал, обычный дневник учащегося и вот теперь – дневник в интернете. «Бывает так, что у ученика «пятерка» по предмету, а на ЕГЭ этот ученик получает «двойку», – говорит Соломенко. – Учитель записывает в журнале тему как пройденную, дети потом говорят – мы этого не проходили. А ведь мы не можем обычным способом про верить 6 тысяч городских учителей!»

Если цель органов образования – контроль, то это их проблема, говорят учителя: «Почему нас хотят контролировать за счет нашего личного времени?». Если вдуматься, то новая система не спасает от фальсификаций: учитель вполне может внести в ежедневный бюллетень тему, которая на самом деле не изучалась. А вот индивидуальный подход к ученику электронный дневник затушевывает. Например, учитель мог раньше поставить двойку в журнале карандашиком, а потом, если тема успешно пересдана, вывести положительную отметку. В интернет-дневнике случайная двойка поселяется как закономерная, исправить ее – дополнительная техническая сложность. То же касается оценок за контрольную работу: их приходится вводить задним числом, поскольку контрольные требуют несколько дней для проверки.

Введение электронных дневников сразу же потребовало от школ немалых затрат. Оператора, который выполняет объемную и нудную работу по вводу данных, как правило, принимают на полную ставку, а родительская плата за услугу в силу ее непопулярности не покрывает затрат. Кое-где функции оператора возлагают на учителей – за дополнительную

плату. Например, завуч по учебно-воспитательной работе лицея №40 Ольга Уадилова говорит, что ежедневно тратит как минимум три часа на ввод данных с 25 классных ведомостей. В 85-й-школе – 47 классов, соответственно, 47 ведомостей для ввода.

Подготовка этих ведомостей стала заботой учителей -предметников. Разумеется, они ропщут и говорят, что это – лишняя нагрузка по дублированию уже имеющихся документов. По замыслу, электронный дневник школьника помог бы избавиться от традиционной бумажной документации, но для этого у каждого учителя на столе должен стоять компьютер. Вместо этого новая система контроля породила огромное количество бумаги: ежедневно приходится копировать пачки ведомостей. «Мы не допросимся, чтобы нам дали распечатать тематические планы, потому что экономят бумагу и картриджи для принтера, а тут – пожалуйста», – говорит Нина Тисленко.

Получается, на данный момент внедрение электронных дневников удобно в основном Управлению образования. Впрочем, трудно себе представить, что кто-то в Управлении сидит и круглосуточно отсматривает эти данные: школа за школой, класс за классом, урок за уроком.

Если верить руководителю фирмы-разработчика электронных дневников Алексею Волкову, весь программный комплекс для Управления образования предоставлен бесплатно. Заработать Волков планирует на абонентской плате для родителей и благодаря увеличению числа посетителей его портала «Симбирский каталог», с которого осуществляется доступ к дневникам. Настораживает то, что сайт этот политически ангажированный: он рекламирует движение «Молодая гвардия Единой России» и сводит счеты с ее политическими оппонентами. Сегодня «МГ» подхватила знамя борьбы с «оранжевой заразой», выпавшее из рук движения «Наши». Зайдя однажды на сайт, я сразу обнаружил довольно обидную карикатуру на лидеров либеральной оппозиции, намекающую на то, что все они кормятся с руки американцев. Впрочем, владелец сайта просчитался: родители учеников не являются его целевой аудиторией, им интересны отметки, а не политика. Почему доступ к электронным дневникам осуществляется с политизированного сайта – это отдельная тема, но также и большой вопрос к Управлению образования: лучше бы вход в систему, если уж без нее никак не обойтись, осуществлялся со специализированного, политически нейтрального сайта.

Сергей ГОГИН