Безопасность дорожного движения остается в современной России одной из острейших проблем. Заслонить ее важность не может даже финансовый кризис: сейчас, например, российские законодатели активно обсуждают ужесточение мер наказания за нарушение Правил дорожного движения. Госдума уже приняла закон, значительно увеличивающий сроки лишения свободы для нетрезвых водителей. Ведь статистика удручающая: ежегодно на автодорогах России гибнет 35 тысяч человек и 250 тысяч становятся инвалидами. Общая смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 12 раз выше, чем в результате других несчастных случаев. Виной тому и безответственность участников дорожного движения, и недостаточно эффективная система безопасности, и состояние дорог, и отсталость дорожной инфраструктуры. О том, что делается для преодоления негативных тенденций в Ульяновской области, мы попросили рассказать депутата Законодательного Собрания Николая Ягодина, являющегося в нашем регионе куратором проекта партии «Единая Россия» «Безопасные дороги». В рамках этого партийного проекта определяется стратегия по осуществлению в стране программ всех уровней, связанных с автодорожным движением, – от муниципальных до федеральных.

– Николай Васильевич, насколько активно Ульяновская область борется за безопасность на дорогах?

– Ульяновская область использует все свои финансовые возможности. И я считаю, что деньги на содержание дорог нужно выделять в приоритетном порядке: от этого во многом зависит и развитие экономики, и жизнь автомобилистов и пешеходов. В последние годы в нашем регионе так и делается: все мы заметили, насколько улучшились наши дороги, пестревшие совсем недавно ямами и рытвинами. Происходит это благодаря средствам федеральных, областных и городских программ. В Ульяновске, например, в прошлом году были отремонтированы все основные дорожные артерии, идет ремонт внутри-квартальных дорог. По сообщению мэрии,запланированный в текущем году капремонт выполнен на 100 процентов. К сожалению, не обходится без замечаний. По трем улицам исполнителям были выданы предписания по устранению обнаруженных недостатков. И это принципиальная позиция властей: качество дорожных работ будет жестко контролироваться и впредь. На этой неделе на заседании Гордумы была принята муниципальная целевая программа «Городские дороги» на 2009-2011 годы, на которую из бюджета города планируется выделить 189,5 миллиона рублей.

По области в целом на дорожное хозяйство в 2008 году запланировано выделить 7,78 млрд рублей (вместе с федеральными средствами). За девять месяцев большая часть этой суммы освоена. Это говорит о том, что деньги выделяются пропорционально, работы идут по графику.

Качество автомобильных дорог, их состояние – важнейшее условие для безопасного дорожного движения. Но не единственное. Многое зависит от правового сознания, дисциплинированности водителей и пешеходов. От мер по организации движения, его регулированию современными методами, «развязке» наиболее опасных мест. Все эти направления и объединила принятая ЗС и областным правительством целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007-2012 годах». О необходимости такой программы говорят страшные цифры: только в 2007 году на дорогах области погибло 227 человек.

– В рамках этой программы сейчас устанавливаются новые дорожные знаки, «лежачие полицейские», появляются секундомеры на светофорах, отсчитывающие время действия сигнала?

– Да. В 2008 году появилось еще более 500 знаков на дорогах: приоритет отдавался знакам «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Уступите дорогу». На 28 участках установлены «лежачие полицейские», сдерживающие лихачей за рулем. Эта работа продолжается. Ведется информационно-пропагандистская деятельность в разных формах по безопасности движения: в городе появилась социальная реклама, привлечены волонтеры, а еще будет «Детский автогород».

В целом на программу предполагается выделить 292 млн рублей, в том числе 52 млн из областного бюджета. За два года областной бюджет потратил на нее более 11 млн рублей.

– Статистику аварий в Ульяновске сильно портит волжский мост. Он не справляется с возросшим транспортным потоком, из-за чего возникают многочисленные «пробки» и ДТП на мосту и подъездах к нему. Частично проблему должен снять новый мостовой переход через Волгу. Какова сейчас ситуация с ним, сохранятся ли набранные темпы строительства?

– Меня радует, что федеральное руководство недавно подтвердило выделение в 2009 году более 4 миллиардов рублей из российского бюджета на завершение строительства первого пускового комплекса первой очереди нового волжского моста в Ульяновске. Деньги выделяют при условии софинансирования из областного бюджета, и мы определенную сумму в своем бюджете тоже заложили.

Освоение этих средств позволит открыть автомобильное движение по верхнему ярусу моста в IV квартале будущего года. Сейчас идут работы по монтажу пролетного строения, эстакад и путепроводов. В течение зимы на всем протяжении моста будут установлены барьерные ограждения. Строительство подъездных путей тоже ведется по четкому графику. Летом 2009 года будет уложен высокопрочный износостойкий асфальтобетон, для производства которого приобретено и смонтировано вблизи объекта необходимое оборудование.

Будущий мостовой переход в Ульяновске займет достойное место в российской программе модернизации транспортной системы, станет частью крупного инфраструктурного проекта «Волжский транзит», который соединит новой трассой Центральную Россию с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. По верхнему – четырехполосному -ярусу нашего моста смогут переезжать с берега на берег до 30 тысяч автомобилей в сутки. Новый мост частично снимет нагрузку со старого, а это приведет к более безопасной и спокойной переправе через Волгу, снизит количество ДТП.

– Сейчас в российские законы вносится немало поправок, ужесточающих ответственность на дорогах. Например, предложено серьезно увеличить штрафы для нарушителей, сделать строже уголовное наказание, связанное с лишением свободы. Как Вы относитесь к таким инициативам? Не подхлестнет ли это одновременно коррупцию со стороны нечестных стражей порядка?

– Инициативы поддерживаю. Штраф для лихачей и любителей погонять должен измеряться тысячами, а не сотнями рублей. Ведь по вине водителей, превышающих скорость, происходит четверть всех ДТП. Пьяниц за рулем тоже нужно очень строго наказывать. Бороться необходимо и со взяточниками в форме – иного пути нет.

– Каковы в нашем регионе дальнейшие планы по безопасности движения на дорогах?

– Начатая работа продолжится. Дело даже не в том, сколько еще необходимой дорожной разметки будет нанесено или установлено «лежачих полицейских». Главное: сколько человеческих жизней удастся сохранить. К концу действия областной программы по повышению безопасности движения (в 2012 году) мы сможем снизить число пострадавших на несколько порядков. Если сумеем этого добиться, тогда цель программы будет достигнута и затраты не пойдут впустую.

К ныне действующим программам добавляется еще одна – «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах». В следующем году на нее планируется выделить из областного бюджета около 750 млн рублей. Всего на раздел «Дорожное хозяйство» намечено направить более 2,2 млрд рублей областных средств. Конечно, их недостаточно, поэтому постоянно будем изыскивать возможности дополнительного финансирования из всех источников.

Алексей АРХИПОВ.