В субботу в Ульяновске открыли новый Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УВД по Ульяновской области.
Произошло это на улице Профсоюзной, в Киндяковке. Два года форсировали строительство, выбивали федеральные деньги, личный состав милиции выходил на субботники. И вот на этой неделе уже ожидается переезд юных правонарушителей из старого здания в новое.
Все-таки за решеткой Старое здание Центра, между прочим архитектурный памятник, ждет незавидная участь. (Этот особняк принадлежал в позапрошлом столетии старинному дворянскому роду БеляковыхТолстых, последний владелец предводитель симбирского дворянства Беляков, в дом был вхож известный государственный деятель, литератор Корниолин-Пинский.) Здание хотят снести и, по планам неких инвесторов, сказал губернатор Сергей Морозов, на графских развалинах построят четырехзвездочный отель, какого еще в Ульяновске нет. Интересно, насколько эти планы понравятся историкам-краеведам, свято берегущим старинные памятники (а этот – один из пяти сохранившихся домов XVIII века). Место на улице Плеханова очень даже аппетитное: центр города, а оживленные трассы удалены. Рядом парк имени Свердлова.
Большинство из тех, кто попадает в Центр для временного содержания, – дети из неблагополучных семей, предоставленные самим себе, трудные подростки, убегающие из дома. Видели ли когда-нибудь они что-то подобное?
Нежно-голубые стены спален, блеск новейшей сантехники, библиотека. Игровая комната. Обилие мягких игрушек, правда, вызывает недоумение: на какой возраст рассчитан Центр? Настольным хоккеем, нардами, пожалуй, подросткам интересно будет заняться.
Здесь же – телевизор.
Проходим мимо спален.
– Розовая постель – девочкам, ребятам – голубое, – объясняют нам сотрудники УВД.
Возле каждой кровати – коврик и тапочки. Правда, на дверях спален – окошечко с решеткой, да и окна зарешечены…
Чтобы душу очистить И вот – молельная комната.
Пока подобное предусмотрено только для православных преступников. Однажды мне один из сотрудников Центра рассказал историю о двух подростках-убийцах. В одном из парков сторож попросил мальчишек покараулить, сам ушел по своим делам.
В это время вновь испеченные сторожа заметили какой-то непорядок и сделали взрослому дяде замечание. Тому не понравилась такая постановка вопроса, и завязалась разборка. Подростки расправились с мужчиной с помощью арматуры и угодили в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Пробыв там какоето время, они вдруг сами попросили пригласить к ним священника. Когда тот пришел, ребята пожелали принять обряд крещения, а потом – исповедоваться.
Впоследствии их отправили в воспитательную колонию, но начало перевоспитания было положено именно в Центре. Значит, что-то есть в этой идее – организовать молельную комнату в таком учреждении?
Как туда попасть Здание нового Центра – лишь первый этап его обустройства, на которое уже вложено приблизительно 100 миллионов рублей. Впереди – немалый фронт работы.
Большая территория двора, по идее, превратится в спортивную площадку. Лишь высокие бетонные стены забора и колючая проволока сверху напоминают, что это далеко не пионерский лагерь.
И все же кому «светит» времяпрепровождение в Центре?
Вот что рассказал «СК» Эдуард Осянин, подполковник милиции, исполняющий обязанности начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции по делам несовершеннолетних.
– Чаще в Центр попадают мальчики, чем девочки. За совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности. В основном это те подростки, которые осуждены и приговорены к содержанию в спецучреждениях закрытого типа.
Центр может принять одновременно 25 подростков.
«Но это – не тюрьма, не изолятор, – подчеркнул начальник УВД по Ульяновской области генерал-майор Анатолий Бакаев. Это социальный центр, созданы все условия для реабилитации подростков. 17 сотрудников пройдут переаттестацию. Штат расширится по мере того, как будет расти число трудных подростков, попавших в Центр. Условия для работы психологов, социологов, медиков, других специалистов созданы отличные. Это очень важно для индивидуальной работы с каждым правонарушителем».
Елена ЗЫКИНА.