Звездный гость
Она уникальный человек. Во-первых, потому что в ее семейном клане — сплошь талантливые и знаменитые люди. Родители — режиссер Сергей Бондарчук и актриса Инна Макарова. Брат и сестра по отцу — актер и режиссер Федор и актриса Алена. Племянник — модный нынче актер Константин Крюков. Первый муж — актер Николай Бурляев. Во-вторых, она занимает в нашем
кинематографе особую нишу — снимает исторические картины, как она сама признается, абсолютно не рейтинговые.
Так что мы не могли упустить возможность и поговорить с режиссером, заслуженной артисткой России, кавалером ордена Петра Великого I степени и ордена Ломоносова Натальей Бондарчук. В кино она сыграла 50 ролей — в том числе в «Солярисе», «Красном и черном», «Звезде пленительного счастья», «Юности Петра», «Лермонтове», сняла 10 фильмов, детских и исторических». В наш город она приехала по приглашению ОДЦМ «Люмьер» и киновидеоцентра «Художественный» и привезла свою последнюю режиссерскую работу — фильм «Пушкин. Последняя дуэль».
– Наталья Сергеевна, сегодня на ваш фильм пришли в основном, старшеклассники, которым Пушкин, к сожалению, не интересен. Разве их можно увлечь исторической темой?
– Одно дело просто прочитать биографию человека, и совсем другое заплакать вместе с ним в момент проживания фрагмента истории. Мои фильмы совсем не претендуют на полный рассказ о Пушкине или Гоголе, но как только молодой человек видит живых исполнителей, так происходит какой-то переворот в сознании. И они по-другому берут книгу в руки. Безусловно, не все. Но какой-то процент по-настоящему заинтересуется тем, что происходит со страной, с культурой. Как Христос сказал: все подобно закваске. Вот мы зернышко положили и — пошло, пошло… И актеры с удовольствием снимаются в этих ролях. Потому что одно дело сыграть очередного бандита, другое — прикоснуться к вечности.
– Как попал на роль Пушкина Сергей Безруков?
– Когда он еще не снимался в бандитском сериале, не играл Есенина, я решила пригласить его на телевизионный проект «Одна любовь души моей», где три актера должны были играть Пушкина в разные годы жизни. Звоню Сереже. Говорю, что я сейчас снимаю фильм о Пушкине. «Да???». Там три образа, три актера. «Да…». Предлагаю последний период жизни Пушкина. «Да!!!». И вот с этим «да!!!» мы с ним сотрудничаем уже восьмой год.
В первый же съемочный день снималась сцена дуэли. Нужно было продумать каждую деталь, к примеру, в каком месте на сюртуке разрывает ткань пуля. Дикий холод. Сережа в маленьком сюртучке — у него даже в какой-то момент прилип пистолет к руке… Смерть поэта мы снимали на Мойке, 12, там, где умирал Александр Сергеевич, именно в день его гибели. Абсолютная мистика! В роли Натали снималась молодая актриса Анна Снаткина, которая сейчас так известна по сериалам. Снимаем эпизод, когда она поднимает Пушкина с рокового ложа и кричит: «Ты жив, жив!». Восемь дублей сняли. Была ночь, И вдруг Анна прибегает ко мне, вся трясется: «Наталья Сергеевна! Смотрю на себя в старинное зеркало, оттуда на меня глядит женщина в моем платье, но это не я! И улыбается мне»… Я до сих пор не знаю, что это было. Вообще случалось на съемках много такого, что мы ощущали дыхание истории. Те, кто занимается историей России — счастливейшие люди. Они живут полноценной жизнью.
– Не все критики считают удачным выбор актера Безрукова на роль Пушкина…
– Критики, это одно, а народ — другое. Мой фильм уже прозвали народным. Он получил премии на таких фестивалях, как «Литература и кино», «Золотой Феникс». Это не случайно, это мнение зрителей. Они любят Сережу во всех ипостасях. Если они сочувствуют, если они плачут, значит, он сыграл замечательно. У нас немного актеров, которые способны сыграть героев «золотого» 19 века.
– А вам хотелось бы жить в 19 веке?
– А я в какой-то степени и живу в 19 веке – в ментальном плане. По пути сюда в поезде, к удивлению своего попутчика, разложила книги 19 века о Гоголе и работала. Сейчас приду в гостиницу и опять сяду за книги. С 1999 года я прочла практически все, что существует о «золотом веке». Все это мне безумно интересно.
– Сейчас много говорят о кризисе семейных ценностей. Может ли здесь помочь современный кинематограф?
– Обращаться ко всему кинематографу не имеет смысла, потому что он ориентирован на развлечение зрителя. Более того, сейчас в период кризиса уже закрыто более 200 проектов, идет борьба за существование и, конечно, будут снимать развлекательные фильмы. Но здесь должно сыграть свою роль государство. Надеемся на то, чтобы государство, как в прежние времена, заказывало фильмы о гениях культуры. Поэтому я за то, чтобы хотя бы таким образом в к нам в Россию вернулся «золотой век». Чтобы добиться своего «золотого века».
– Поделитесь самым светлым воспоминанием о вашем отце Сергее Федоровиче Бондарчуке.
– Конечно, оно связано с детством. Моя мама Инна Владимировна Макарова очень много снималась. Папа оставался со мной, как нянька. Он сажал меня на колени и мы с ним «путешествовали». Он замечательно рисовал — паруса, лодки, волшебные страны. Может, благодаря ему, я увлеклась путешествиями. Знаете, мне всегда нравились не европейский страны, а такие как Индия. Много раз была в Гималаях, путешествовала по Алтаю. Это все закладывалось родителями и моей бабушкой Анной Ивановной Герман, сибирской писательницей, которая тоже исследовала Алтай. Потом когда я уже стала заканчивала институт, папа увидел меня в первый раз на сцене ВГИКа в дипломном спектакле «Красное и черное» в роли мадам Де Реналь. Обнял меня и сказал со слезами на глазах: «Да, ты актриса!».
– Фильм «Солярис» часто пересматриваете?
– Вы знаете, фильм «Солярис» сейчас так же популярен, как в те годы, когда он был снят. Недавно в Англии был фестиваль Андрея Тарковского — полнейшие залы на «Солярисе». Я была потрясена! Буквально на днях я была в Варшаве и представляла этот фильм — та же история. «Солярис» неувядаем. Простите за сравнению, он отстоялся, как хорошее вино, и продолжает жить. Спасибо Тарковскому.
– Мне кажется, режиссура — профессия мужская, жесткая…
– А я очень строгий режиссер на съемочной площадке. У меня не разбежишься. Я пришла режиссером на площадку в 21 год И поняла: не выработав командный тон, стать режиссером невозможно. Самое главное — перестать нервничать по любому поводу. Что бы ни случилось — заболел актер, завалилась декорация, плохое настроение – ты должен говорить себе: «Все равно сниму».
– Думаю, ваши дети не могли пройти мимо кинематографа?
– Моя семья в кинематографе по уши! У нас семейственность «ужасная»! Мой сын Иван Бурляев в 9 лет снимался в «Бемби». Но он с 4 лет композитор. Закончил консерваторию. Известен в кинематографических кругах, как автор музыки к фильмам. Маша Бурляева только что закончила ГИТИС, и уже поступила в Театр Маяковского, и уже поехала на первые гастроли в Ригу, и уже сыграла в «Женитьбе» небольшую роль — танцует, поет и обнимается с Игорем Костолевским. Я очень рада, что она поступила в театр с великими традициями, и надеюсь, что он станет ее домом.
– Сейчас снимать такие биографические, исторические фильмы не просто сложно, но и невыгодно…
– Но я считаю, что они нужны! Поэтому езжу со своими картинами по стране, была в Варшаве, Париже. А в Бельгии меня встречали последние потомки Пушкина на планете Земля – Маша и Саша Пушкины. Детей у них нет… Когда они посмотрели фильм «Последняя дуэль», Саша обнял и сказал: «Вот это я знаю не по книгам. Это мне рассказывали бабушки и дедушки». Для меня это была самой высокой оценкой. Сейчас снимаю фильм о жизни Гоголя.
– А кто у вас играет Гоголя?
– Не рейтинговый, но очень популярный в театральном мире актер из Российского молодежного театра — Евгений Редько. Ну вот, раскрыла вам секрет… Что дальше? К счастью, гениев в российской культуре столько… Хочу и буду снимать фильмы только о них.
Татьяна АЛЬФОНСКАЯ