Увольнения, отпуска без сохранения заработной платы & все это реалии сегодняшнего дня. И только начало, как обещают нам. Многие предприятия запланировали избавляться от своих работников с нового года. Для тех, кого это коснется или уже коснулось и кто хочет, чтобы с ним поступали по закону, а не по праву сильного, и состоялся наш разговор с юрисконсультом областной Федерации организаций профсоюзов Натальей Мальцевой.
В условиях кризиса увольнение это, как правило, инициатива работодателя. А значит, работник, к которому до сих пор не было никаких претензий, может быть уволен по сокращению. По закону, кандидат на «вылет» должен быть предупрежден о сокращении (официально, под личную подпись в приказе) за два месяца. Все это время он работает и получает зарплату. После двух месяцев факт увольнения считается свершившимся: уволенный получает расчет (это зарплата и, возможно, компенсация за неиспользованный отпуск) и выходное пособие в размере среднего заработка. В течение следующих двух недель нужно встать на учет в Центр занятости и активно включиться в процесс поиска работы. Допустим, за месяц трудоустроиться не удалось. Тогда с трудовой книжкой нужно явиться к работодателю и получить еще одно выходное пособие в размере среднего заработка.
Через месяц после этого можно рассчитывать на следующее выходное пособие. Но это в том случае, если Центр занятости даст справку о том, что за минувшие два месяца работу подобрать так и не удалось.
Если на предприятии есть профсоюзная организация, то процедура увольнения членов профсоюза проходит через нее. Работодатель письменно должен уведомить профком о своих намерениях и максимум через месяц передать туда пакет документов на кандидатов быть уволенными. Каждую кандидатуру профком рассматривает с позиций преимущественного права оставления (статья 179 Трудового кодекса). Если работница одна воспитывает ребенка, она под сокращение попасть не должна. Это только один пример, на самом деле нюансов много. А главное – при массовых сокращениях работодателю сложно учитывать конкретные обстоятельства конкретных людей. Вся необходимая информация о работнике, которая могла бы сыграть в его пользу, – в профсоюзной организации; конечно, если он является ее членом.
Это так, как должно быть, но так на деле бывает не всегда – из-за отсутствия на предприятии сильной профсоюзной организации, из-за незнания вопроса, из-за страха кандидата на увольнение выступить против или из-за его пассивности.
Наталья Мальцева говорит, что чаще всего работники, узнавая о сокращении, начинают просто ждать, что называется, плывут по течению.
Это ошибка. Необходимо действовать, выяснять, есть ли в соответствии с законодательством преимущественное право остаться в рядах коллектива. В случае если есть и вы член профсоюза, ваши права будет отстаивать профсоюзная организация.
– Если судить по поступающим к нам звонкам и информации наших посетителей, работодатель не хочет увольнять работников по сокращению, он чаще исходит из своих интересов. И не всегда его действия соответствуют нормам закона. С этим можно бороться, и мы готовы идти на предприятия, в суды. Опыт такой есть, и немалый.
То есть ситуация складывается следующая: по закону, у работника много шансов избежать увольнения вовсе или быть уволенным по сокращению. А по факту – сотни, а то и тысячи людей выставляют за двери предприятий с нарушением норм законодательства. Свои права отстаивают единицы. Такой у нас менталитет.
Известно, что региональная Федерация отраслевых профсоюзов, областное правительство и Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области подписали протокол трехсторонней комиссии и рекомендовали предприятиям и правительству при проведении организационно-штатных мероприятий (в том числе и при увольнении. – Ред.) соблюдать социальные гарантии и нормы Трудового кодекса. Это было 11 ноября, и сегодня каждый может судить по своему опыту или по опыту друзей, родных, знакомых, которых коснулась тема увольнения, насколько это соглашение соблюдается на деле.
И еще: 15 ноября в «СК» было опубликовано обращение региональной Федерации профсоюзов за подписью Виктора Служивого к губернатору области Сергею Морозову. В нем – указание на нарушение норм Трудового кодекса, причем не кем-нибудь, а Управлением кадров правительства Ульяновской области, которое организовало целую систему предоставления сотрудникам аппарата отпусков без сохранения денежного содержания (зарплаты). Понятно, что чиновники – далеко не бедствующая часть населения, и вопрос не в том, что они нуждаются в защите.
Однако любопытный прецедент создан. Наталья Мальцева пояснила, что согласно Трудовому кодексу отпуск без сохранения заработной платы (понятие «административный отпуск» ушло в историю) – это норма, предусмотренная законом только для работника, и инициатива предоставления такого отпуска может исходить только от него. Работодатель не в праве сам предложить работнику «отдохнуть», даже на условиях доброй воли.
Пригодится вам эта информация на практике или нет, зависит от конкретных обстоятельств и вашего выбора – бороться или принять условия «хозяина». Наталья Мальцева заостряет еще раз внимание на том, что Федерация отраслевых профсоюзов готова отстаивать права своих членов, но без соответствующего письменного заявления действовать не может. Поэтому звонок юрисконсульту Федерации профсоюзов по телефону 41-35-14 нужно обязательно продублировать письменным обращением. Работникам, которые по каким-то причинам с профсоюзом разошлись, по тем же вопросам нужно обращаться в Государственную инспекцию по труду.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.