7 декабря исполняется 100 лет старейшему ульяновскому фотографу Александру Маркелычеву в честь юбилея в музее «Симбирская фотография» 9 декабря откроется выставка работ Александра Ивановича. Правда, выставлены в музее будут не фотографии Маркелычева, а его картины. После выхода на пенсию он стал заниматься живописью. Уроки рисования еще в юности фотограф получал от известного нашего художника Дмитрия Архангельского, учителя Аркадия Пластова.

– Мы с Дмитрием Ивановичем дружили, несмотря на разницу в возрасте. Познакомились в 1925 году. Тогда у кинотеатра «Ампир», который сейчас называется «Художественный», верхний этаж сгорел. Его восстановили и пригласили Архангельского расписать вестибюль. Он на одной стене рисовал вид на город с острова Середыш. А я туда как-то попал посмотреть. Он увидел, что я хожу, подозвал. Сказал: «На тебе карандаш. Внизу, видишь, на этой картине на берегу Волги – сараи. Сделай дощечки на их крыше». Я взял карандаш, отошел. Он спрашивает: «Чего ходишь?». Я говорю:

«Линейку никак не найду, чтоб дощечки рисовать». А он взял у меня карандаш и показал, как просто можно без линейки начертить, – вспоминает Маркелычев.

Фотоработы Александра Ивановича в Ульяновске выставлялись в Краеведческом музее в 1961 году. Он тогда подготовил около ста фотографий.

– Сделал, прогремел. А потом обком партии решил купить эту выставку. Я посчитал и запросил столько, сколько израсходовал. А они меня обозвали мерзавцем, -рассказывает Александр Иванович. – Денег не дали, но все равно выставку стали показывать по области, по учебным

заведениям и предприятиям. Так и растранжирили, фотографии растеряли, а я остался как голый.

А сколько готовиться пришлось к той выставке! Для каждой фотографии Маркелычев делал пробные снимки, которые показывал в КГБ – чтобы ничего лишнего в кадр не попало.

– Чуть увидят где мост через Волгу – сразу в КГБ отведут. Даже через Свиягу мост запрещали снимать из-за его стратегического значения. И в Заволжье я с фотоаппаратом не ходил. Там же патронный завод. Если я туда отправлялся, три члена КГБ за мной бегали, указывали, в какую сторону надо снимать, а в какую нельзя. На железной дороге и с высоты фотографировать нельзя было. Залез бы на гостиницу «Венец» город снимать – тоже нельзя, – перечисляет Маркелычев. – Улицу Радищева с разрешения КГБ снимал для архитекторов. И потом негативы в органы сдал.

А уж какие снимки можно делать с современной техникой, говорит Александр Иванович. Но нынешние фотографии в газетах его совсем не радуют.

– Что ни страница – кругом начальство. Художественной фотографии нет. Ни видов города, ни знатных наших людей. Необязательно же нужно снимать каких-то бизнесменов. Другие есть люди – мастера и по промышленности, и по сельскому хозяйству. Я всегда радовался, когда мой снимок о человеке печатался в областной газете. Думал: 200 тысяч экземпляров, и в каждом – мой снимок. И 200 тысяч читателей узнавали о человеке, о котором я хотел рассказать, -вспоминает фотограф. – Не понимают сейчас, что фотограф – это своего рода писатель. Надо быть изобретательным, и каждый художник должен быть еще режиссером, если имеет дело с человеком.

Сам Маркелычев стал режиссером тысяч фотографий наших земляков. Он снимал их и для местных газет, и для ТАСС, и для ВДНХ. Потом еще учил детей фотографии во Дворце пионеров и работал в «Ульяновскгражданпроекте».

– Когда исполнилось мне 90 лет, в проектном институте собрали сотрудников, чтобы поздравить. Дали слово, а я сказал: «Беру обязательство дожить до ста лет». Выполнил и дожил. Вот еще 20 лет мне нужно, – смеется юбиляр.

Редакция «Симбирского курьера» поздравляет Александра Ивановича с наступающим днем рождения и желает ему крепкого здоровья.

Лидия ПЕХТЕРЕВА