Интересно все-таки наша экономика реагирует на кризис. На Западе снижение цен на сырье влечет за собой такое же снижение стоимости на конечный продукт и услуги.

У нас такие законы экономики не действуют происходят прямо противоположные вещи.

Падение цен на топливо привело к снижению стоимости проезда в маршрутных такси в нескольких городах страны. Ульяновцам, как выяснилось, ничего подобного ждать не стоит. Напротив, автоперевозчики, считая нынешние расценки заниженными, намерены добиваться их повышения.

1 декабря тарифы на проезд в маршрутках Читы снизились на один рубль. Такое решение приняла Региональная служба по тарифам Забайкальского края, пересмотрев в связи со снижением цен на топливо ранее установленные максимально допустимые тарифы.

Чуть раньше маршрутные такси подешевели в соседней Пензе. На целых два рубля. В Омске и вовсе произошло, по нашим понятиям, что-то невероятное – местный профсоюз автоперевозчиков «Ямщик» обратился к владельцам и водителям маршрутных такси с просьбой снизить тариф на перевозку пассажиров с 11 до 10 рублей.

– На ваши примеры о снижении тарифов я могу привести свои: правительство Москвы на днях приняло решение о повышении цен на проезд во всех видах транспорта, – сказал руководитель объединения автоперевозчиков Ульяновска «Наш город» Виктор Сидоренко. – У руководства столицы хватает здравого смысла сказать, что на фоне растущих цен на продукты, инфляции в повышении тарифов для общественного транспорта есть острая необходимость. Сегодня стоимость проезда в маршрутном такси в Ульяновске должна составлять минимум 13 рублей. Эта цифра могла бы покрывать затраты транспортников, но она не позволяет говорить о развитии коммерческого транспорта (обновлении подвижного состава, создании производственных баз) – в этом случае тариф не должен быть меньше 15 рублей. Сейчас общественный транспорт Ульяновска умирает на глазах: парк машин сокращается, профессиональные водители уходят, средства не вкладываются. Бизнес, связанный с коммерческим транспортом, становится все более теневым, воровским.

Последнее повышение цен на проезд в маршрутном такси с 10 рублей до 11 в дневное время и до 15 рублей в вечернее произошло в июне. Маршрутчики требовали тогда повышения тарифа до 12 рублей, но в итоге областной комитет по ценам и тарифам установил предельную цену проезда в маршрутках в 11 и 15 рублей с предоставлением права муниципалитетам лишь снижать тариф.

Основным поводом для вздергивания тарифов тогда стал рост цен на бензин, хотя, как заметил «СК», на основной массе маршрутных «Газелей» в качестве топлива используется газ, который не затронуло повышение цен. Сейчас ситуация обратная, причем дешевеют на автозаправках и бензин, и газ. Самый ходовой бензин марки АИ-92, летом стоивший 20 с лишним рублей за литр, сейчас можно залить за 18. Газ-пропан с максимальной цены в 12 рублей 50 копеек опустился до 10 рублей за литр. В минувшую субботу, кстати, пропан на ряде городских заправок и вовсе стоил 4 рубля 80 копеек.

Снижения цен на проезд в маршрутных такси, по словам Виктора Сидоренко, не будет по трем причинам: «Топливо в общей структуре транспортных затрат составляет лишь 2030 процентов. Растут цены на запчасти и обслуживание машин. Ульяновск долгое время искусственно сдерживает рост цен на проезд, и в этом смысле мы заметно отстали от других регионов».

Существует и внешняя причина, из-за которой маршрутчики в лучшем случае продолжат возить ульяновцев по прежней цене. С 1 января проезд в электротранспорте – основном конкуренте частных перевозчиков – подорожает до 8 рублей. «Ситуация с топливом нас касается мало, а вот цены на электроэнергию, металл, запчасти как росли, так и растут, – отметил замдиректора по эксплуатации МУП «Ульяновскэлектротранс» Алексей Смирнов. – Не станет исключением и 2009 год. На сегодня себестоимость проезда в трамвае и троллейбусе – более десяти рублей, так что даже двухрублевое повышение не покроет наших затрат».

Вадим ПИЛЮКОВ