На днях в музее «Симбирская фотография» в Ульяновске открылась выставка картин старейшего фотографа нашего края Александра Ивановича Маркелычева, которому недавно исполнилось ровно сто лет. Поздравлял юбиляра сам губернатор Сергей Морозов. Именинник пообещал главе региона, что проживет еще, как минимум, лет двадцать. Причем, не просто проживет, но и будет творить, создавать новые художественные полотна.

Автор строк хорошо знает этого замечательного фотомастера. В начале 60-х годов, в пору так называемой хрущевской оттепели, мне посчастливилось общаться с Александром Ивановичем. Он тогда возглавлял фотоклуб и щедро делился с молодыми ульяновцами секретами профессионального мастерства; показывал собственные фотоэтюды, жанровые снимки, а также творения известных репортеров страны, работающих в центральных журналах и газетах, где нередко публиковался и сам.

У него учились не только вчерашние школьники и выпускники вузов, к нему приходили за консультацией фотографы областных газет: Авксентий Галагоза, Геннадий Зиновьев, Михаил Соколов, Лев Игонин, Борис Тельнов и многие другие. Все они, в том числе я, пользовались зеркальными пленочными фотокамерами со сменными объективами (цифровой техники тогда и в помине не было).

Маркелычев советовал, как сделать тот или иной «постановочный» кадр, какой ракурс выбрать, чтобы получился оригинальный снимок. А еще Александр Иванович – неутомимый экспериментатор; добывал дефицитные химикаты, сам составлял различные проявители, с помощью которых можно было повышать чувствительность пленок, добиваться более высокого качества фотографий.

Наш наставник, казалось, никогда не расставался с фотокамерой. Ему позволяли снимать то, чего не разрешалось делать простым смертным. Хотя, конечно же, и возле него постоянно находились сотрудники КГБ. Тогда невозможно было упоминать названия оборонных предприятий, а тем более фотографировать особо секретные объекты. Равно как запрещалось делать панорамы родного города. Тем не менее, Маркелычеву многое удавалось запечатлеть. Он, как истинный публицист, писал историю современности, историю нашего края. И, несомненно, оставил добрый след на земле.

Александр Иванович – человек многогранного таланта: и замечательный фотомастер, и великолепный художник. Его картины яркие, насыщенные светом. В основном пейзажи родных мест. В них живет душа мастера, которому хочется поклониться в пояс — в знак особого уважения, как издавна повелось на Руси.

За пару минут до открытия выставки я спросил у своего бывшего наставника: «В чем секрет долголетия?».

– Прежде чем ответить на этот вопрос, должен открыть маленькую семейную тайну, откровенно признался Александр Иванович. – Мои родители хотели назвать меня Глебом. Почему? Потому что в семье до меня родился мальчик, которого назвали Боисом. Мать и отец решили, что в семье должно быть два святых имени Борис и Глеб. Однако меня, младенца, сразу же после рождения, взяла моя будущая крестная. Она понесла меня в церковь, чтобы окрестить в православном храме. Батюшка спросил, мол, как назовете младенца? Тетя сказала, что решили назвать Глебом. Но служитель православной церкви резонно заметил: нельзя давать это имя в ноябре. Сейчас можно назвать Александром. Имя тоже весьма примечательное. Вспомните Александра Невского… Словом, меня окрестили, назвав Александром, как великого полководца. Родители, узнав мое имя, всплеснули руками, но вскоре успокоились.

Судьба распорядилась так, что я не стал великим полководцем, хотя и довелось быть участником Великой Отечественной войны. Я летал на самолетах на небольшой высоте и фотографировал фашисткие передовые линии, которые затем прицельно обстреливали наши минометчики и зенитчики. Выходит, и я, как профессиональный фотограф, приближал долгожданную Победу.

А теперь пару слов о долголетии. Я большую часть своей жизнь посвятил любимому делу. Творческая работа давала силы, укрепляла волю. Я действительно обещал губернатору прожить еще двадцать лет. И слово свое постараюсь сдержать.

Николай АЛАБЕРДИН