В мире накопилось очень много технических разработок, которые в силу разных причин были забыты или о них сложилось предвзятое мнение.
Получается так, что мы всегда ищем, каким образом забить гвоздь в стену, но лишь бы при помощи современных технологий с суперприводом. И забываем, что в Англии триста лет тому назад одних лишь видов молотков для гвоздей было более ста. Современные технологии, конечно же, необходимы, но как часто мы изобретаем давно уже сделанное и делаем это хуже, чем было когда-то! Например: прихожу в фонды музеязаповедника и вижу старинный сепаратор для молока. Все ходят и удивляются – похож на современный, но удобнее, долговечнее и прочнее. И электроэнергию не тратит.
Недавно и у нас в Ульяновске появился свой Технопарк. Цели у него благие – внедрение инноваций и тому прочее. Пару лет назад я участвовал в демонтаже мельничного оборудования на столетней купеческой мельнице около села Никитино Сурского района. Представьте: четырехэтажное здание, в котором два здоровенных вала на первом и третьем этажах вращают множество остроумных и достаточно простых механизмов. Все это приводится в действие особой водяной турбиной. Конструкцией этой турбины я хотел заинтересовать Технопарк.
Плюсы ее следующие: такие турбины стояли на крупных предприятиях, значит, были мощными (к слову, товара мельница производила на 20 тысяч рублей в год точно, калач же стоил 4 копейки). Обороты турбины можно было регулировать. Турбина долговечна – простояв в воде около ста лет, она после ремонта может быть снова пущена в дело. Например, электрогенератор к ней подсоединить и обеспечить всю округу электроэнергией.
Если на каждой небольшой речке сейчас поставить по такой купеческой турбине с генератором, то не нужны будут десятки больших гидроэлектростанций, тысячи километров электросетей. Но турбина стоит в Музее-заповеднике «Родина В.И.Ленина», а никто из Технопарка к ней так и не подошел.
Продолжим исторический срез, посвященный альтернативным видам энергии. В ХХ веке велись разработки по улучшению парового двигателя, и они дали вполне ощутимые результаты – двигатель стал легче, время его прогрева сталопримерно таким же, как и у бензинового двигателя, и, по сравнению с двигателем внутреннего сгорания, есть он стал меньше, в том числе и того же бензина. При установке парового двигателя упрощается конструкция трансмиссии.
Но производители двигателей внутреннего сгорания (паровой двигатель – двигатель внешнего сгорания) сделали все, чтобы эти разработки канули в Лету. И молчат об этом, беспокоясь не об экономике и экологии, а лишь о своей прибыли.
В военное время, когда с топливом начались перебои, часть советских авто ездила на дровах. Разработка оказалась непрестижной, смешной для авторитета великой державы. Хотя потенциал есть, а валежника в наших лесах хоть отбавляй. Да и в городе кустарников вырубать много приходится. Вот вам и утилизация части бытовых отходов!
В свое время была публикация про мастера-самоучку, жившего в Тольятти и доработавшего карбюратор настолько, что двигатели машин его друзей бензина стали есть гораздо меньше. Заводу разработка оказалась не нужна.
В Ульяновске появилась фирма, продающая печи «Булерьян». Эти печи привезли в Советский Союз из Канады опять же в годы войны, обогревали они разные пространства – от избы и до ангара. Топить их надо по особой, отличающейся от обычной печи, но простой технологии и устанавливать правильно. Значительно меньший расход дров в таком случае обеспечен. Сейчас второе пришествие этих печей.
Таких наработок XIX, XX и уже, наверное, XXI веков можно привести еще много.
Почему мы их не используем, а сидим и канючим: нам нужны новые супертехнологии с миллионными вливаниями? Ответ прост: кому-то нужны эти деньги. И в таком случае гораздо лучше вбухать бюджетные средства и с полного нуля получить «новое» с большой ценой. Альтернативная энергетика должна строиться на истинно альтернативных подходах и принципах, а не на практическом внедрении новых мини- и суперминиядерных реакторов и прочих опасных современных наработок.
Должен быть сформулирован сам альтернативный принцип: использовать все то, что имеет более низкую себестоимость, достаточные рентабельность и износостойкость; а также рассчитывать на максимальный экологический эффект, всегда отказываясь хотя и от прибыльного, но экологически опасного проекта.
Нам нужны не насмешки над старыми технологиями, не охи и ахи, что сейчас так сделать не могут, нам нужен здравый подход в этой сфере, то есть выявление таких технических достижений прошлых веков, которые при современном уровне развития техники могут быть усовершенствованы и с пользой внедрены.
А мы все изобретаем велосипеды…
Андрей ГАНИН, научный сотрудник музея «Симбирское купечество»