Доля вины в авиационной катастрофе лежит на чиновниках
Во вторник в районе села Красный Яр Чердаклинского района произошла авиационная катастрофа. По словам очевидцев, при заходе на посадку курсом на берег Волги, высота которого в этом месте более 40 метров, дельтаплан завалился на крыло и с высоты 40-50м упал на лед. Как сообщили в прокуратуре Чердаклинского района, пилот от полученных травм скончался на месте. В милицию, которая передала информацию в прокуратуру, сообщил о трагедии напарник пилота, он находился в это время на земле и собирался лететь на этом дельтаплане в следующий раз.
По словам ульяновского транспортного прокурора Сергея Сушина, пилот мотодельтаплана – 40-летний Игорь Коноплев – «выполнял несанкционированный полет», к тому же летательный аппарат он купил незадолго до этого «и не прошел должного обучения».
По мнению руководителя дельтапланерного звена Федерации авиационного спорта Ульяновской области (ФАСУ) Андрея Бакушева, Игорю Коноплеву вообще нельзя было идти в самостоятельный полет. По его словам, пилот, к сожалению, не был членом ФАСУ и решил обучаться самостоятельно, что недопустимо. Только программа первоначальной подготовки должна составлять около 12 часов полетов с инструктором, а к самостоятельным полетам пилот допускается не ранее, чем после 22-х часов налета, между тем, по неофициальной информации, погибший успел налетать только около двух часов.
Андрей Бакушев считает, что с пилотом, прошедшим обучение, такого не случилось бы ни за что. «А Игорь, к сожалению, неправильно выбрал место для полетов и погодные условия: мороз, который может повлиять на устойчивость работы двигателя, и приличный ветер, – говорит Бакушев. – Судя по рассказам очевидцев, он заходил на посадку на высокий берег Волги недалеко от турбазы «Красный Яр». Ветер был с берега. В таком случае на склоне обрывистого берега возникает сильная турбулентность – завихрения воздуха, направленные вниз. Аппарат с его маленькой скоростью посадки мотает очень сильно. Вероятно, пилот неправильно среагировал на турбулентность». В результате свалился на крыло, произошел срыв, возможно – даже штопорный. Опытный пилот вырулил бы, но для этого надо много тренироваться, чтобы быть готовым к нештатным ситуациям, считают авиационные специалисты.
«Беда в том, – говорит Бакушев, – что у Федерации нет аэродромной площадки, где пилоты дельталетов могли бы проходить первоначальное обучение и производить полеты с инструкторами. В то же время купить -хоть через интернет, хоть в магазинах – дельталет или параплан сейчас может любой желающий, для этого не надо никаких специальных документов, были бы только деньги. А обучаться – негде, хотя у нас, в Федерации, есть опытные инструкторы со всеми допусками».
Того же мнения и исполнительный директор ФАСУ Владимир Дворянинов. Только он более резок в оценках и считает, что косвенно вина в трагедии лежит на чиновниках города и области. «Трагедия – результат их бездеятельности!» – говорит он. Дворянинов утверждает, что ФАСУ уже четыре года бьется за создание аэродрома малой авиации в Заволжском районе – и все без толку. Одни отписки или, что еще хуже, молчание чиновников. За это время и землю уже продали, и людей, которые были причастны к продаже, посадили, а с аэродромом до сих пор ничего не решено.
«Я не раз предупреждал на совещаниях по вопросам развития авиации, что рано или поздно такая трагедия может произойти, потому что летательные аппараты становятся доступными, купить дельталет и даже маленький самолет может любой, а обучать любителей негде, – говорит Дворянинов. -Если мы называем Ульяновск авиационной столицей, у нас должна быть государственная организация, которая занималась бы обучением пилотов малой и сверхлегкой авиации. А в ее отсутствие вопрос только один: «Кто следующий?». Мы пытаемся как-то сдерживать этот неконтролируемый процесс, но мы – общественная организация, и у нас нет никаких штатов. А аэроклуб РОСТО открещивается от этого, нет у него желания».
По словам Дворянинова, ФАСУ еще в августе этого года обращалась в облправи-тельство с предложением создать в Заволжском районе авиационно-технический спортивный клуб (АТСК) как областное государственное учреждение дополнительного авиационного образования. В Дальнейшем (кстати, согласно принятой облправительством концепции развития малой авиации) оно могло бы вырасти в центр подготовки пилотов малой и сверхлегкой авиации. «Однако письма разлетелись по министерствам, а ответа нет», – говорит директор ФАСУ. В начале ноября этого года и.о. областного министра транспорта Андрей Тюрин направил письмо областному министру образования Олегу Мидленко с просьбой, «учитывая большую значимость данного вопроса… в целях реализации поручения губернатора о разработке концепции «Ульяновск – авиационная столица»… оказать содействие в образовании ОГУ дополнительного авиационного образования…». Но никакого ответа авиаторы так и не получили.
11 декабря авиаторы-спортсмены направили письмо уже губернатору Сергею Морозову, в котором просили о личной встрече, поскольку иначе вопросы никак не решались. «Уже третий месяц рассматриваются в четырех наших министерствах документы по созданию Ульяновского АТСК, – говорится в письме. – Все одобряют, но реальных шагов не делает никто (хотя на штатное расписание в 10 человек потребуется минимум финансирования)». Авиаторы приводят пример, когда аналогичная, но уже действующая организация в Казани была поддержана своим правительством, зато теперь она выиграла конкурс Минобороны и теперь получит на 2009 год более 400 млн рублей на подготовку по военно-учетным специальностям. Однако вместо ответа ульяновские авиаторы получили втык от чиновников из министерств, которые были недовольны тем, что на них жалуются.
Александр ВОЛКОВ