Для населения, которое с трепетом ждет январского повышения на ЖК-тарифы, – еще одна «приятная» новость: более чем в полтора раза выросла абонентская плата за домофон.

Правда, пока в «СК» есть информация относительно одной «домофонной» компании – ООО «Дом-Строй-Сервис». Жильцы дома №93 по проспекту Нариманова предоставили «СК» платежные документы, подтверждающие рост платы за обслуживание домофонного устройства с 240 рублей до 390 рублей в год.

Чем вызвано повышение, которое произошло даже не с 1 января, а в сентябре, – вот главный вопрос, который ставят жильцы. Обращение в редакцию было вынужденным, поскольку в компании «Дом-Строй-Сервис» отказались давать клиентам какие-либо разъяснения. Хотя согласно договору компания обязана извещать абонента об изменении тарифа. «Новая расценка на 2009 год не обнародована, на просьбу предоставить документ, согласно которому произошло повышение платы, был дан отказ», – говорится в письме на адрес «СК».

Редакция передала договор, заключенный между ООО «Дом-Строй-Сервис» и жильцами с проспекта Нариманова,93, специалистам Центра по защите прав потребителей и получила резюме: оснований для повышения расценок на обслуживание домофона в полтора раза у компании не было. В договоре указан перечень причин, по которым может быть пересмотрена абонплата, но ни один из пунктов не оправдывает таких аппетитов. Например, рост инфляции, который упоминается в договоре как повод для повышения платы, на ноябрь нынешнего года Госкомстатом был зафиксирован в размере 12,5 процента, что составляет всего тридцать рублей, но никак не 150. В январе ожидается рост тарифа на электроэнергию, опять же не выше 20 процентов. И еще вопрос – какова доля энерготарифа в стоимости технического обслуживания домофона?

Что в этой ситуации делать жильцам? Прежде всего собирать собрание, писать протокол разногласий, то бишь заявить ООО «Дом-Строй-Сервис» о несогласии с его решением и предложить свои варианты. Так видят ситуацию правозащитники. Если компания уклонится от диалога, вероятно, стоит расторгнуть с ней договор и найти другого оператора – более внимательного к своим клиентам. Тем более что этот рынок считается конкурентным.

Специалисты Центра защиты прав потребителей убеждены, что идеальный вариант, когда компанию, обслуживающую домофон, подбирает управляющая компания (УК), которая работает с конкретным домом. В этом случае «домофонные» платежи идут по одной платежке с квартплатой, что опять же удобно.

А главное – управляющая компания, согласно Жилищному кодексу, обязана решать все проблемы, связанные с внутридомовым имуществом, и отстаивать интересы собственников жилья.

Если бы договор с ООО «Дом-Строй-Сервис» заключили не жильцы, а УК, то такое повышение абонплаты по умолчанию вряд ли могло бы произойти, считают правозащитники. Отсюда еще одно предложение: расторгнув договор с ООО «Дом-Строй-Сервис», обратиться в свою УК с просьбой (или требованием) подобрать достойного оператора на определенных условиях и заключить с ним договор.

Не исключено, что жильцов совет переложить ответственность за домофон на управляющую компанию не устроит, поскольку сами УК испытывают жесткий дефицит доверия у населения. Да и готовы ли управляющие компании брать на себя эту заботу – мало ли что написано в Жилищном кодексе? Так или иначе, но правозащитники считают, что это оптимальный путь. Бодаться с домофонными компаниями в одиночку жильцам не по силам. Можно отказаться от услуг конкретного ООО, поскольку оно повело себя некорректно по отношению к жильцам, но где гарантии, что не нарвешься на то же самое, заключив договор с другой компанией?

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.