В одном из номеров я рассказал, как увидел первый раз памятник основателю Симбирска Богдану Хитрово на Венце и не узнал его. На постаменте – два человека, кто из них Хитрово, не подписано. Имея за плечами десять классов школы и институт, я догадался, что основатель, скорее всего, на коне, а пеший – это некто неизвестный.

Не узнать Богдана Хитрово не мудрено – прошло все-таки три с половиной сотни лет, мы оба за эти годы постарели.

Однако не узнают, как оказалось, не только его, но даже Валентину Михайловну Леонтьеву, памятник которой (на снимке) установлен внутри аллеи на улице Гончарова. В редакцию позвонил человек и сказал, что несколько раз проходил по аллее и каждый раз задавался вопросом: «Это что за железная старуха здесь сидит? Почему не подписано?». Было желание возмутиться, типа: «Да вы что, родимый, совсем уж, что ли?!». А потом подумалось: «Ну не слышал он про открытие памятника телеведущей. Бывает. Может, в городе его в то время не было, может, местные телеканалы не смотрит (не у каждого хватит сил и мужества их смотреть), может, еще что-нибудь.

А представьте, иногородний по аллее пойдет, который вообще ни сном ни духом. Увидит эту простоволосую женщину, сидящую у дорожки и грустно смотрящую на магазин «Весна», точнее на салон подвенечных платьев… Почему в самом деле не подписано-то, кому памятник?

Потому, наверное, что памятники последнего времени лепятся в страшной спешке. Один за другим. И в итоге получаются они безымянные и смотрят не туда. Валентина Леонтьева, в частности, – на входящих в салон подвенечных платьев молодоженов вместо театра кукол, Богдан Хитрово – на гостиницу «Венец» вместо Заволжья, куда по логике смотреть бы человеку, закладывающему оборонительную крепость. Потенциальный неприятель был тогда в заволжских степях, и разве не в них должен был вглядываться воевода, выбирая место для сторожевого городка. Чтобы установить, надежен ли волжский склон, откуда может прийти враг, и возьмет ли он при атаке крепость?

А с Валентиной Леонтьевой получилось просто некрасиво. Власти, наверное, и думать уже забыли, что оставили ее с недоделками, и чем дальше, тем чаще люди будут спрашивать: «А это что за железная старуха».

Василий МЕЛЬНИК