В здании мэрии пусто. Но в кабинете мэра горит свет. «Молодежка» застала Сергея Ермакова за столом с кипой документов. «Вот видите, — похлопал он рукой по внушительной стопке, — все нужно к завтрашнему утру… Ну, ничего, в десять, надеюсь, домой…». Последний звонок по селектору: «Все у вас там нормально?» — «Да, Сергей Николаевич, последнее совещание проводим, все хорошо». «Ну вот, можете написать, что с городом все в порядке», — уже к нам обращается Сергей Николаевич и присаживается за стол для совещаний…

— Сергей Николаевич, чего Вы ждете от наступившего года?

— Как и все люди — чтобы мои планы и чаяния сбылись. Хочется, чтобы наступили какие-то позитивные изменения, чтобы жизнь людей стала лучше — вот это моя мечта. Чтобы появилось больше мест в детских садах, чтобы город стал еще красивее, чтобы у людей всегда было хорошее настроение. Скучное и печальное лицо бывает, только когда человеку плохо. А мне хочется идти по городу и видеть улыбки горожан. Ульяновцы — очень добрый и замечательный народ.

— А какие направления в деятельности городской администрации станут приоритетными ?

— Это направление уже обозначили и Президент, и Премьер-министр РФ. Достойный уровень жизни населения — вот главный приоритет. Мы вошли в 2009 год на волне финансово-экономического кризиса. Уже сейчас порядка 9-ти тысяч ульяновцев остались без работы. Наша задача — не дать пропасть этим людям и максимально снизить остроту и боль этого кризиса, обеспечить заботу о человеке. Я верю, что мы с ней справимся.

— Позволит ли бюджет Ульяновска на 2009 год выполнить эту задачу?

— Бюджет 2009 года почти на миллиард рублей больше, чем бюджет 2008-го. Все социальные программы — например, такие, как «Семья и дети», «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов», субсидии на оплату услуг ЖКХ для семей с низким доходом — в нем сохранены. Но будем реалистами: если у людей нет работы, значит, нет и налога на доходы физических лиц. По моим прогнозам, мы недоберем порядка 500Миллионов по этому налогу. Что-то все равно придется сократить — например, расходы на содержание аппарата управления. Социальные вопросы — коммунальные платежи, заработная плата, медикаменты — не обсуждаются. Их финансирование будет сохранено на сто процентов. Мы переживем эти сложные времена, лишь бы в стране положение не ухудшилось, и не выросла социальная напряженность.

— А строка расходов на памятники тоже будет выполнена на 100%?

— А какие мы из бюджета финансируем? Кроме памятника основателю города Богдану Хитрово, на все остальные город не потратил ни копейки. Для меня памятник основателю города — это сбывшаяся мечта, исполнения которой мы ждали 20 лет.

— Значит, критика по поводу памятников достается Вам несправедливо?

— Критика всегда справедлива (улыбается). Да, мы тратим деньги на благоустройство — но это наша обязанность. Вот выходит человек из своей квартиры, а у подъезда мусор, грязь. «Вот паразиты!», -говорит он. А в чей адрес? В адрес коммунальных служб, которые не работали. А хочется, чтобы от красоты и чистоты вокруг у человека пела душа…

— Оглядываясь назад, в 2008-ой, чем Вы гордитесь?

— Много поводов для гордости, и это радует. Радует, что за четыре года город стал краше и лучше. Вспомните 2004 год. 16.00 — уже темно. Кругом горы снега. Тепло подавали, когда морозы крепко ударят. О горячей воде люди вообще забыли. 5 лет не мылись. Сегодня все это есть, почему бы не погордиться? Горжусь, что сделали путепровод на речной порт. И теперь туристы могут подниматься в город на комфортабельных автобусах, а не пешком. Тот же музыкальный фонтан — таких в Поволжье нет. Вот за такие веши приятно слышать «спасибо»… Радует, что решаются проблемы с ветхим жильем. Мы в 2008 году 150 семей уже отселили из ветхого фонда. И сейчас, на 2009 год, эта работа продолжится. В графике отселения — 53 дома. Я горд тем, что многие свои обещания удается выполнять.

— А что не удалось в 2008-м?

— Говорят, что високосный год -тяжелый. Мы сложно его пережили. Конечно, не все пока получается. Не решена проблема с транспортом, не хватает почти 7 тысяч мест в детских садах. Сложная ситуация в жилищно-коммунальном комплексе. Сегодня город обеспечен нужной коммунальной техникой процентов на 60. Это значит, что где-то мы в любом случае недорабатываем. А все это вкупе говорит о том, что у людей появляется неудовлетворенность.

— В конце прошлого года развернулась активная дискуссия по поводу будущих выборов мэра. Есть предложения внести изменения в Устав города и выбирать его главу из числа депутатов. Как Вы к этому относитесь?

— Я нигде вслух не говорил об этом. Меня никто не спрашивал… (смеется). Закон позволяет оба варианта, в том числе и избрание главы города из числа депутатов. Разумно это или неразумно — судить людям. Я лично считаю, что это неправильно. Я за всенародные выборы, за то, чтобы каждый горожанин мог сказать свое слово. Хотя бы потому, что во время избирательной кампании мы знакомимся с программой кандидата, а так, кроме 35-ти депутатов, никто не будет знать, что собирается делать будущий мэр и собирается ли вообще…

— А как сегодня складываются Ваши отношения с депутатами Ульяновской Городской Думы?

— Мы очень слаженно работаем. Конечно, бывают и споры. Спорим долго, нудно, иногда до скрежета зубов, но все-таки находим общий язык. У нас нет разногласий, которые неразрешимы. Это очень добрые деловые отношения.

— Если в 2009 году все-таки состоятся всенародные выборы мэра, Вы выставите свою кандидатуру?

— Немного преждевременный вопрос. Я перед собой поставил задачу достойно отработать тот срок, на который меня избрали. Мои полномочия заканчиваются в декабре, там и видно будет. Сегодня я об этом абсолютно не думаю.

— А о преемнике уже думали?

— Преемника найдет народ, я тут не при чем. Можете сразу написать: я никого рекомендовать не буду.

— С какими результатами хотите прийти к 2010-му году?

— Чтобы на улице Репина появился детский сад. Много было об этом сказано. И мы планировали его построить в 2008-м, но много времени ушло на то, чтобы перевести этот долгострой в муниципальную собственность. На будущий год я этим детским садом займусь. Это наша… нет, не беспомощность — недоработка. Просто руки не дошли. Еще один проект — реконструкция и благоустройство улицы Гончарова. Сейчас мы выкладываем тротуар плиткой, «освежили» зеленые насаждения, заменили светильники. В планах — полностью сменить дорожное полотно. Хотелось бы убрать чугунные ограждения с бульвара. Из-за них неудобно убирать снег, чистить улицу. Но чтобы не получилось, как с беседкой, обращаюсь за советом к горожанам. Ведь есть места, где чугунные ограждения действительно нужны, и мы используем эту решетку для восстановления украденных секций у оград других бульваров и скверов.

— Есть ли что-то, за что Вам стыдно?

— Пожалуй… (задумывается) есть сожаление. Ах, вот это не успел, вот это не сделал… Желаний-то много, но возможности не всегда с ними совпадают. Чтобы обеспечить все потребности городского хозяйства на сто процентов, наш бюджет должен быть 12-15 млрд. А у нас только пять. Нельзя прыгнуть выше головы. Но чтобы стыдно… Нет, мне нечего стыдиться.

— Если бы можно было вернуться на 25 лет назад, Вы бы поменяли что-то в своей жизни?

— Иногда я сам себе задаю этот вопрос. И отвечаю: а зачем? Ведь это значит, что опять нужно стать неопытным, неподготовленным, не познавшим жизнь. Мне неинтересно начинать все сначала. Оглядываясь назад, я понимаю, что прошел свой жизненный путь достойно. И опять бы пошел по этой дороге.

— Говорят, что политику нельзя делать в белых перчатках. А какого цвета перчатки у Вас?

— Белые. Я прошел много выборов, но ни разу в жизни не поливал кого-то грязью. Говорят, что политика — дело грязное. Наверное, если так к ней относиться, то да. А когда пришел с чистыми помыслами, какая может быть грязь? Сделаешь плохо — получишь заслуженную оценку, сделаешь хорошо — благодарность. И все.

— Что Вы цените в людях?

— Порядочность, конечно. Она определяет все. А к ней плюсом компетентность, самостоятельность. Самое главное — не строить из себя профессионала, если ты дилетант. Знай свой уровень, свой потолок и не берись не за свое дело.

— А Вы можете отличить с первого взгляда, какой перед вами человек?

— Иногда посмотришь, а у него на лице все написано. Ты с ним еще не говорил, не знаешь, кто он такой, а он уже вызывает симпатию или антипатию. С первого взгляда трудно дать оценку, но иногда совпадает…

— А первое впечатление часто подводит?

— Учёта-то, конечно, не ведешь. Но иногда подводит…

— С кем бы Вы пошли в разведку?

— Я бы пошел в разведку с человеком, на которого можно не оглядываться — там он, за спиной, или не там. В моем окружении есть такие люди. И в моем подчинении, и в моем руководстве. Вам фамилию назвать? Сейчас скажут, что должен так сказать — и сказал. Нет, не потому… С Сергеем Ивановичем пошел бы. Я знаю его уверенность, настойчивость и бережливость в отношении человека. Он не бросает слов на ветер.

-А с кем бы не пошли?

— Ну, а что тут говорить?.. С тем, кто от трудностей бежит. Высоцкий пел: «Стонал, но держал, и падал со скал…». Фамилий называть не буду, их все знают, и я знаю.

— Какую последнюю книгу прочитал мэр Ульяновска?

— Гоголя перечитал.

— Неужели «Ревизора»?

— Нет, это был «Вий». Еще недавно перечитывал «Обрыв» Гончарова. Очень люблю этого писателя. Его кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» — это подвиг. Еще одна настольная книга сегодня — «Наконец-то, революция» Солженицына. Он тяжело читается, но я себя заставляю.

— Не хотите ли, по примеру губернатора, завести свой блог?

— Подумываю об этом, и есть что сказать. Но, опять же, где взять на это время? Тем более что с компьютером я на «вы»…

— Вы много фотографируете. Можно ли рассчитывать на профессиональную фотовыставку?

— Нет, ну что вы… Я же любитель, хотя снимаю очень много. Фотографирую на пленку, цифровые фото не признаю.

— А мемуары?

— Рано мне еще о них думать. Не умираю.

— Как, по-вашему, любовь есть?

— Конечно, есть. Без любви человек жить не может, он и не живет… Я считаю так: тот, кто любит — злым не будет.

— Ваш любимый уголок в Ульяновске?

— Их много, а я назову Арсенальский лес на Верхней Террасе. Почему люблю? Я там лет двадцать уже на лыжах каждое воскресенье. Там ничего нет городского — лес, трава, лыжня. И берег Волги. А в центре города — это, конечно, бульвар Венец. Та точка, где теперь стоит Богдан Хитрово. Постоишь, посмотришь на заволжские дали — и какое-то внутреннее умиротворение появляется.

— А где провели свой последний отпуск?

— У родственников на Урале. За эти три недели замечательно отдохнул.

— О Вашем внешнем виде «с иголочки» слагают легенды. Поделитесь секретом элегантности…

— Мне эту любовь к аккуратному внешнему виду привила флотская служба. Там же все, как с иголочки, вычищены, выглажены. Нас к этому приучали. В любом случае, одежда создает первое впечатление о человеке. Если человек — официальное лицо, мятые брюки, жеваная спина недопустимы. Надо просто за собой следить.

— Ваши пожелания читателям «Молодежной газеты»…

— Десять дней мы уже прожили в Новом году. Я бы хотел, чтобы эти прожитые дни означали одно — год начался удачно. Любви и здоровья Вам. Если в сердце есть любовь, если здоровье не подводит — все невзгоды по плечу. Пусть будет больше радостных и счастливых дней.

Нина КАШИНА