Переосмысление и новое восприятие истории своей страны -процесс, идущий в России в последнее время полным ходом. Переоценить историю края пытаются и в Ульяновске. Политолог Арбахан Магомедов, интервью с которым мы публиковали в прошлом номере, подметил одну тенденцию, ставшую в последнее время в нашей стране главенствующей. Это оправдание и возвышение царизма, белого движения. В них, видимо, в противовес советскому прошлому, нынешние власти хотят найти для себя опору. Но получается это не всегда логично. К «белому», царскому В частности, тенденцию «обеления» можно видеть в последнее время и в нашем городе. Яркий пример -инициатива по переименованию Ульяновска, только в связи с финансовым кризисом утратившая свою актуальность. Но и до раскрутки идеи переименования наш регион начал движение в «белом», царском направлении. Вот только один пример этого процесса, идущего порой незаметно для большинства ульяновцев. Если кто еще помнит, на День города в 2007 году на въездах в Ульяновск были установлены часовни, в которых разместились изображения иконы «Нерукотворный Спас», призванные защищать и охранять город. Икона эта, как тогда объявили, удивительным образом нашлась в одном из храмов города. На ней во время реставрации были обнаружены слова «Сия святая икона находилась на вратах крепости во время злодейского нашествия на город Симбирск Стеньки Разина». Раз уж от разбойника Разина защитила, защитит и от других бед, говорили тогда представители власти, ставшие инициаторами установки часовен. С тех пор прошло больше года. Часовни, поставленные на скорую руку, ветшают. Стали ли они и впрямь помогать городу, неизвестно. Для большинства жителей, скорее всего, их появление было вовсе незаметным. Также не очень заметно с установкой изображений этой иконы произошло и переосмысление одного из эпизодов истории Симбирска-Ульяновска и всей России. Крестьянская война под предводительством казачьего атамана Степана Разина разразилась в 1670 году. Причинами масштабности охватившего страну восстания были не только амбиции атамана, но и действия царских властей, усиливших давление на крестьянское сословие. В 1649 году Соборное уложение закрепило в стране крепостное право. Кроме того, правительство в середине XVII века издало ряд указов, отрицательно повлиявших на положение народа. Это, например, повышение налогов на соль, выпуск медных денег, рост налогов на содержание армии. Бунт низших сословий под руководством Разина или еще кого был в таких условиях неизбежен. Кроме того, к казакам, крестьянам и посадским людям, выступившим против царского правительства под руководством Разина, присоединилось население национальных территорий Поволжья – татары, чуваши, мордва, марийцы, над которыми также был велик царский гнет. Поэтому с советских времен и до сих пор на уроках истории в школах восстание Разина описывается как крестьянская война и борьба за освобождение простых людей от гнета правящего класса. Спуск имени врага В Ульяновске есть спуск, носящий имя Степана Разина. Но теперь его название выглядит не очень-то логично. Если мы окружили город иконами, которые защитили его стены от разбойника, то зачем же нам улица имени врага в самом центре? Хотя Разин не собирался разорять и уничтожать Симбирск. В захваченных городах, где свергалась царская власть, он казнил воевод и бояр и организовывал органы власти по образцу казачьих советов. Фольклор на долгое время сохранил образ атамана как народного защитника. Закрепилось это восприятие в советское время, когда Разин стал предводителем протеста против крепостничества, кинувшим призыв к борьбе с эксплуататорами. «Восставшие начали штурм крепости, но, потерпев поражение, отступили от Симбирска и ушли вниз по Волге. Несмотря на поражение Разина, симбирские крестьяне не сложили оружия. Они по-прежнему организовывались в отряды, нападали на царские войска, расправлялись с помещиками», – рассказывается об этой борьбе в книге «Исторические места Ульяновской области» 1960 года издания. Если уж наши власти взялись вспоминать, как защищался Симбирск от казаков и крестьян, то стоит и вспомнить, как шла и чем эта оборона кончилась. Не захвачен разинскими отрядами был только симбирский кремль, а жители острога, находившегося на склоне горы, после одного из боев и бегства царских войск в кремль сами открыли ворота атаману. Ну а последствия последнего штурма кремля, в котором разницам не удалось добиться успеха, были для них крайне печальными. «Среди разинских отрядов возникла паника, которая привела к их полному поражению. Захваченных в плен воеводы не щадили. Все подгорье было уставлено виселицами», – говорится об этом в «Ульяновской-Симбирской энциклопедии». Наши власти рискнули на атамана, бывшего много веков народным героем, поставить клеймо разбойника. Конечно, этот случай можно считать малозначащим, ведь в стране идут куда более серьезные шаги по созданию очередной версии нашей истории. Но именно из таких эпизодов эта «новая» версия и складывается. Правда, она не всегда получается логичной. Впрочем, сама история участников этого процесса и рассудит. Да и кто знает, что будут наши потомки учить в школе про непростые времена конца XX – начала XXI веков. Лидия ПЕХТЕРЕВА Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
путник
все просто,пехтерева, современная власть ассоциирует себя власть имущими того времени. а мы , в массе своей,- с народом ,интересы которого, так или иначе ,защищал разин
Бус
При всём уважении, Лидия, знания истории на уровне учебника истории советского времени.
Вообще, нелогичным кажется, что Керенский и Ленин родились в Симбирске. И много еще чего нелогично в истории. А в статье автор пытается вскрыть истинную логику истории. Нет её.
Чего плохого, в том, что вокруг города часовни с иконами поставили? Жаль, что этим не церковь занимается, а город. Но это проблемы жителей города.