Да минует меня чаша сия! Так говорит едва ли не всякий человек, проходя мимо здания на улице Рылеева, 27. Здесь расположен Хоспис. Официально, по казённому – учреждение медико-социальной направленности для оказания паллиативной помощи. А в переводе на простые человеческие чувства – обитель боли, последний приют самых уязвлённых жизнью братьев наших и сестёр.

Есть точная статистика этого братства. Как бы угнетающе не действовали на наши чувства эти цифры, знать их желательно каждому хотя бы потому, чтобы быть добрее друг к другу. Ибо известно, что доброта и человеколюбие – лучшее средство профилактики против болезней и тот самый камень, о который смерть ломает свою косу.

В России умирают от рака более 300 000 больных в год, один – каждые две минуты. Более 80% из них нуждаются в паллиативной помощи. Более 200 000 больных страдают хроническим болевым синдромом.

В Ульяновской области из впервые выявленных онкологических пациентов 30% живут не более года, а для новообразований отдельных распространенных локализаций величина этого показателя достигает 60% — почти у 2/3 больных злокачественные опухоли распознаются на стадиях, когда единственной возможностью помочь им остается оказание паллиативной помощи.

Заместитель главного врача Елена Смехнова просила меня избегать мрачности в рассказе о Хосписе. Дело в том, что персонал Хосписа психологически настроен на позитив, на торжество жизни над смертью. В каком бы тяжёлом состоянии не был пациент, здесь ему создадут такие условия, что человек до последней секунды будет надеяться и верить в лучшее.

Это очень трудная миссия. Здесь не годятся выдумки и враньё – на больного действует исключительно чистая энергия души. Она расходуется постоянно, а восполнить её может только чудо исцеления. Чудеса же, к сожалению, случаются редко. Реальность же такова: за год паллиативную помощь в Хосписе получают около 900 пациентов, умирает за год около 700 больных.

В стационаре учреждения всего 25 коек. Основой работы Хосписа является выездная служба, деятельность которой строится на принципе оказания максимально возможной помощи непосредственно на дому: адекватное, максимально полное обезболивание, купирование тягостных симптомов, проведение различных манипуляций и процедур, обучение правилам ухода за больными родственников. В этой же службе проводится социально-психологическая работа силами психолога и социальных работников, которые обслуживают одиноких и «брошенных» больных.

В нашей стране нет закона о Хосписах. Учреждение действует в тех же рамках, что и другие объекты здравоохранения. Зарплата персонала, нормативы материально-технического обеспечения здесь практически не отличаются от больниц общего профиля. Поэтому трудности морально-психологического характера усугубляются бытовыми проблемами: нужно огромное количество дезинфицирующих средств, постельного белья, посуды, памперсов, наконец.

Годовой бюджет в 12 миллионов рублей не способен удовлетворить потребности Хосписа. Выход один – пожертвования благотворителей. При Хосписе создана Автономная некоммерческая организация «Попечительский Совет Ульяновского Хосписа», благодаря которому бюджет учреждения пополняется на 400 тысяч рублей в год.

Ежегодно перед Новым годом Хоспис проводит благотворительную акцию «Свеча надежды». Цель её понятна: привлечь наше внимание к проблемам Хосписа, разбудить гуманитарные чувства. Судя по результатам акции этого благотворительного сезона, чувством гуманизма прониклись в Ульяновске преподаватели и учащиеся музыкального училища. Какая музыка, какие песни звучали для больных в исполнении юных артистов! На огонёк «Свечи надежды» заглянули пятиклассники лицея №11 с классным руководителем Нателлой Стрижаковой, учащиеся 11-а и 11-б классов этого же лицея (классные руководители Наталья Екимова и Елена Пунько). Дети принесли ёлочные украшения, выступили с концертом. Мало было зрителей, зато слушателей много: двери в палаты были распахнуты настежь…

Как бы хотелось продолжить этот список участников благотворительной акции! К сожалению, некем…

В связи с этим вспоминаются помпезные открытия нелепых и никчёмных памятников и другие дорогостоящие бюджетные мероприятия, цель которых одна: власть изо всех сил хочет прославиться и оставить свой след в истории города. Но действа эти почему-то напоминают мне мушиные следы на электрической лампочке.

Не лучше ли, господа, обратить свой взор на «Свечу надежды»? Вам это зачтется по самому большому и благородному счёту.

И бизнесменов, и нас, простых граждан, зовёт чувство сострадания. Любой благотворительной помощи в Хосписе будут рады. Поддержите огонёк надежды!

Владимир ФИЛИМОНОВ