На днях с журналистами местных СМИ общался министр развития промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов Ульяновской области Вильдан Зиннуров. Речь шла о судьбе градообразующих предприятий в условиях экономического кризиса, проблемах занятости населения, государственной поддержке малого бизнеса.

– Хочу начать с общего состояния промышленности региона, – сказал Вильдан Ханифович. – Важнейшим показателем здесь является, как известно, индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям. Именно этот показатель характеризует работу авиастроения, машиностроения и некоторых других отраслей экономики. По итогам минувшего года индекс составил 103,8% – чуток ниже, чем планировали, но все же он удовлетворителен. Могло быть и хуже – по известной причине.

Вкратце расскажу о ситуации на предприятиях промышленного производства, где формируется национальный валовый продукт. Это, конечно же, автомобилестроение и производство автомобильных компонентов. В прошлом году практически все предприятия выполнили объемы производства на уровне 2007 года. Стабильно работал коллектив Ульяновского автозавода, а также предприятия-смежники, которые являются поставщиками компонентов.

В 2008 году неплохо работали авиастроители: сдано семь воздушных судов. Это 160% к уровню предыдущего года. Если вы помните, тогда было сдано всего четыре воздушных судна. Надо подчеркнуть, что ОАО «Авиастар» планирует до конца года сдать не менее десятка самолетов. Соответственно, набор персонала здесь продолжается. В текущем году на этом предприятии могут получить работу около 1500 специалистов. Кстати, продолжает набирать персонал и Ульяновский механический завод.

Положительные показатели и у оборонных предприятий. Увеличение производства составило от 20% и выше. Все предприятия без исключения работали в минувшем году на пределе своих возможностей. Включая и завод «Искра», который вышел из состояния банкротства, сохранил кадровый потенциал – около 300 человек. Примечательно и то, что коллектив предприятия «Марс» стал победителем нескольких конкурсов, получил немалые финансовые ресурсы – порядка 2,5 млрд. рублей. Начиная с 2010 года, здесь предусматривается осваивать ежегодно по 200-300 млн. рублей.

Что касается других предприятий этой отрасли, все они показывают увеличение от 30 до 250% годового объема. Не вызывает сомнения финансирование госзаказов на текущий год.

Жизнь не стоит на месте. Совершенствуется старое производство, создаются новые предприятия. Сегодня в Ульяновской области реализуются около 20 инвестиционных проектов, которые мы рассчитываем реализовать, и получить 4500-5000 рабочих мест.

Если говорить о рынке труда, о том, какова динамика уровня безработицы, могу сказать, что на 1 января прошлого года мы имели 10828 безработных ульяновцев (1,6% от уровня экономически активного населения); на 1 января нынешнего года – 11500 безработных (1,8%).

Сегодня количество безработных немого снизилось. Официально зарегистрировано 10470 человек. Уровень безработицы составляет 1,56%.

– Много разговоров ходит вокруг так называемых «залповых», массовых сокращениях. Удается обуздать ретивых командиров производства?

– По этому поводу серьезный разговор состоялся с работодателями еще в декабре прошлого года. После чего на некоторых предприятиях руководители пересмотрели свои приказы и уменьшили количество сокращенных работников. В частности, на ДААЗе предполагалось сократить персонал на 332 человека, однако приказ пересмотрели и запланировали сократить 250 человек. Из них сегодня уже порядка 100 человек вновь в рабочем строю. Некоторые ушли в дочерние предприятия по прежней специальности, другие переквалифицировались.

Нас сильно беспокоила ситуация на Ульяновском моторном заводе. Здесь предполагалось в конце прошлого года сократить не менее одной тысячи человек. К счастью, мрачные прогнозы не оправдались. Моторостроители получили официальную заявку от ОАО «ГАЗ» на поставку ульяновских изделий на февраль и март. Заявка отличается от наших желаний, но с поправкой на кризис в экономике – это вполне удовлетворительно.

Мы продолжаем тесно сотрудничать с руководством компании «ГАЗ», делаем все возможное, чтобы сохранить коллектив ульяновских моторостроителей и производственный потенциал.

На автозаводе был подготовлен приказ о сокращении 490 человек. Этот документ пока не пересматривался, но достигнута договоренность губернатора Сергея Морозова и руководителя «Северстали» Вадима Швецова, что с начала работы ОАО «УАЗ» (в феврале) количество сокращений значительно уменьшится.

Теперь о Программе поддержки занятости населения. Региональный документ, разработанный в соответствии с поручением главы области, рассмотрен на заседании правительственной комиссии и в целом одобрен заместителем председателя правительства Александром Жуковым. Есть, правда, несколько предложений, замечаний. Региональную программу мы доработаем до 1 февраля и внесем на рассмотрение Правительства РФ.

– Назовите основные положения документа.

– Финансирование программы составляет более 170 млн. рублей, из которых 95% – средства федерального бюджета, остальные деньги – из областного бюджета. В Программе несколько основных направлений. Во-первых, общественные оплачиваемые работы. Мы получили заявки от всех муниципальных образований на создание 9039 рабочих мест в разных отраслях – это АПК, транспорт, дорожное строительство, промышленность, социальная сфера, ЖКХ и так далее. Во-вторых, особое внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров. Более 2000 человек будут финансироваться в период обучения новым профессиям. На эти цели предусматривается выделить около 20 млн. рублей из разных источников. В-третьих, руководство области намерено всячески поощрять предпринимательскую активность. Механизм очень прост: мы выдаем годовую сумму, которая положена официально признанному безработному. Это от 20 до 30 тысяч рублей. Деньги предназначаются исключительно на создание какого-то вида предпринимательской деятельности. В сельской местности – на создание фермерского хозяйства.

– Сколько всего рабочих мест будет создано в регионе в текущем году?

– Губернатор Сергей Морозов поставил вполне конкретную задачу: создать не менее 15000 рабочих мест. Это будет сделано по линии службы занятости населения; за счет инвестиционных проектов и действующих производств.

– Скажите пару слов о мерах государственной поддержки региона.

– Поддержка будет оказываться за счет налоговых преференций отдельным отраслям. В частности, авиастроителям, предприятиям транспортного комплекса и так далее. Мы активно поддерживаем промышленные предприятия, которые нужны для дальнейшего развития региона. Их более 20. Надеемся, они будут включены в федеральные программы поддержки реального сектора экономики. Очень тесно работаем с департаментом Минпродторга. И здесь рассчитываем получить финансовые ресурсы для решения насущных проблем на тех или иных предприятиях.

Конечно, ожидать сиюминутной помощи не приходится. Процедура согласований в Правительстве РФ весьма сложная. Придется неоднократно слетать в столицу, чтобы еще и еще раз обосновать и согласовать все цифры.

– Вильдан Ханифович, нынче практически ничего не известно о работе ОАО «УЗТС». Не ожидает ли его такая же судьба, как радиоламповый завод?

– УЗТС в том виде, каким он был ранее, уже восстановить невозможно. И ни у кого иллюзий на этот счет быть не должно. С полной ответственностью заявляю: производственные площадки станкостроителей сохранятся. Равно как и основная производственная деятельность: она сейчас уменьшена до размера одного производственного комплекса. Есть несколько интересных проектов. В частности, на данной территории строится завод по сборке автомобилей китайского производства; начал выпускать продукцию завод по производству сборных домов.

Всего на площадке УЗТС мы планируем создать семь предприятий разного профиля с общим количеством работающих 4000 человек. В прежние времена на предприятии работали около 15000 человек. Конечно, столько рабочих мест мы здесь не создадим, но по объемам выпуска продукции новые, высокотехнологичные предприятия значительно превысят показатели бывшего станкостроительного производства.

Николай СТРЕЛЬЦОВ