Ты с бешеной скоростью мчишься по трассе, и с каждым новым поворотом чувствуешь, что управлять ревущим зверем, который находится под тобой, становится все легче. Уровень адреналина в крови уже превысил максимальный, и в ту секунду, когда ты без единой ошибки преодолеваешь очередной поворот, ты постигаешь формулу абсолютного счастья…

Когда-то довелось мне услышать мнение, что автогонщики, а заодно и байкеры, парашютисты, фристайлеры, в общем все, кто так или иначе связан с экстримом, люди, что называется, без царя в голове.

– Как может человек, обремененный семьей, имеющий престижную работу, так рисковать? – недоумевала моя знакомая. Ей никак было не понять, что движет этими людьми. Явно не корысть, ибо человек, увлеченный экстремальным видом спорта, больше вкладывает в свое увлечение, чем получает. Может, честолюбие? Хочется, наверное, быть всегда впереди.

– Да нет, я бы не сказал, – задумывается автогонщик Сергей Старчиков. – Конечно, стремиться быть первым – это естественно для спортсмена вообще. Но это не главное. И даже удовольствие от самого ощущения скорости не является главным. Автоспорт учит справляться с собственными страхами, и эта постоянная борьба, удовлетворение от того, что ты можешь то, что немногим по силам, и является смыслом жизни гонщика. Хотя, конечно, адреналин – тот же наркотик, и пристрастившись к гонкам, человек уже не может отказаться от этого. А при большом перерыве между гонками вполне реально может заболеть.

– Значит, разговоры о том, что гонщики ничего не боятся, не имеют под собой оснований?

– Страх обязательно должен быть, тогда меньше шансов сделать ошибку. Но вообще-то я не считаю, что автогонки – это такой уж опасный вид спорта. В принципе, человек, садящийся за руль, всегда рискует жизнью. Только автогонщики умеют гораздо лучше избегать опасности. Автоспорт учит корректности езды в повседневной жизни, а также учит анализировать ситуации на дороге, просчитывать за несколько шагов какие-то опасные моменты и, соответственно, их избегать. Если бы все водители хотя бы немножко занимались автоспортом, дорожно-транспортных происшествий было бы гораздо меньше.

В автоспорт Сергей пришел еще в 1988 году, сразу после армии. А вообще спортом начал заниматься в раннем детстве, когда жил в Узбекистане, — был даже чемпионом республики по бадминтону. С 13 лет ходит в клуб моржей. Бегает, играет в баскетбол, настольный теннис. Автогонки Сергея привлекли тем, что здесь нет каких-то особенных критериев отбора – ни возраст, ни мускулы особенного значения не имеют. Тренированность, конечно, должна быть – все-таки перегрузки. В среднем за гонку спортсмен теряет около двух килограммов веса. Ну и раз в полгода автогонщики проходят медицинский контроль, но в целом требования к ним предъявляются как и к обычным водителям.

– Это в большом спорте к гонщикам достаточно жесткие требования – вес там определенный, физподготовка, – рассказывает Сергей. – А когда это на любительском уровне, с этим проблем нет. Только заработок должен быть хорошим, занятие автоспортом – не из дешевых удовольствий, ведь свои машины мы, так сказать, доводим до ума сами. В миру, так сказать, я коммерсант, а в спорте – и водитель-пилот, и инженер.

– Есть ли у автогонщиков свои суеверия?

– Единственное: мы не позволяем постороннему человеку садиться в машину перед гонками. А так мы народ не суеверный.

– Может ли женщина заниматься автоспортом?

– Конечно. Между прочим, в мировом ралли есть пилоты-женщины, которые выступают порой даже лучше, чем мужчины. Есть экипажи, где ездят мужчины с женами.

– А что ваша жена об этом думает?

– Пока что она выезжает со мной на соревнования как технический комиссар. А вообще семьи автогонщиков, как правило, разделяют это увлечение, помогают во всем, приходят “болеть” за своих на все соревнования.

– Не боятся, значит, за родных?

– Я же вам говорю, что мы совсем не так рискуем, как многим кажется. Наоборот, с легкостью можем за какие-то доли секунды выйти из опасной ситуации именно благодаря навыкам, приобретенным в автоспорте. Лично в моей практике серьезных аварий, слава богу, не было. Но, добавлю, что это зависит еще и от того, в каком именно виде гонок ты участвуешь. Например, автокросс – это контактный вид, где без ударов не обойтись, а вот авторалли или шоссейные кольцевые гонки проходят достаточно гладко.

– Вы как-то готовитесь к соревнованиям?

– Обычно тренировки начинаются за две недели до соревнований. Нужно ведь заново привыкнуть к машине, которая, как правило, совершенствуется, меняется постоянно. Привыкнуть к ее поведению, характеру, манере, слиться с ней в одно целое. Автомобиль должен стать частью тебя самого, его нужно чувствовать как, допустим, руку или ногу. Тогда будет хороший результат.

– Вы о машине как о живом существе говорите…

– Мы и относимся к ним, как к живым существам. Разговариваем с ними, заботимся. Любим их. А они отвечают нам взаимностью.

Наталья УМУРЗАКОВА