Часть нынешних проблем в сфере культуры накапливалась и усложнялась десятилетиями, часть возникла совсем недавно. О том, как такие проблемы решаются сегодня в Ульяновской области, наш корреспондент Станислав Абраменков побеседовал с директором департамента культуры и архивного дела областного правительства Татьяной Ившиной.

– Татьяна Александровна, уже несколько лет не утихают страсти вокруг государственного архива Ульяновской области. На какой стадии сегодня находится решение этой проблемы?

– На сегодняшний день архив продолжает функционировать в двух помещениях. Это здание пристроя к Германовской церкви. На сегодняшний день куда-либо переместить 500 тыс. единиц хранения находящихся здесь документов невозможно. Здесь архив будет работать до тех пор, пока не будет построено для него новое здание. Вторая часть архива в конце 2008г. была перевезена в Ленинский мемориал. Материалы систематизированы, с ними ведется активная работа. В фойе третьего этажа мемориала есть читальный зал, где созданы условия для работы с документами по социальным запросам населения и условия для работы ученых-исследователей.

– А где все-таки будет находиться новое здание архива?

– В январе под председательством губернатора области Сергея Морозова состоялось расширенное заседание, на котором присутствовали все заинтересованные структуры. Губернатору было доложено, что второй месяц на государственной экспертизе находится проектная документация здания архива, идет ее проверка на соответствие современным требованиям. К 15 февраля ГУП «Облстройзаказчик» должен получить уже прошедшую экспертизу документацию. Здание построят в районе улиц Пушкинской и Кирова по принципу «термоса». Из семи этажей отапливаться будут только два. Остальные пять этажей будут строиться по особой технологии. Это необходимо для создания микроклимата, обеспечивающего сохранность документов.

– Удалось ли решить проблемы связанные с протестами проживающего здесь населения против строительства?

– В дни новогодних каникул сотрудники архива и нашего департамента обходили жильцов по квартирам и каждому, глаза в глаза, с полным пакетом документов давали все необходимые разъяснения. Мы получили следующие результаты. Жители 90 квартир сказали, что они не возражают против строительства, жители 70 квартир заявили, что они против строительства на этом месте любого объекта. Жители еще 70 квартир, в основном из дома №20 по ул. Кирова, сказали, что они не станут возражать против строительства, если будут проведены работы по благоустройству территории вокруг дома и решены коммунальные проблемы жильцов. С одной стороны, это был торг по принципу «ты мне, я тебе». С другой – я прекрасно понимаю проблемы этих людей.

– В какие сроки планируется построить здание архива?

– Уведомление о выделении финансовых средств ГУП «Облстройзаказчик» уже получил. В феврале, когда будут получены проектные документы из госэкспертизы, объявят конкурс на поиск подрядчика. По завершении его заключается контракт, мы получаем разрешение на строительство от мэрии и начинаем строить. По расчетам строительство завершится в 2011 г. и в 2012г. здание будет оборудовано.

– В январе, на одном из аппаратных заседаний правительства области, Вы задали мэру Сергею Ермакову вопрос по поводу задержки в открытии городского муниципального архива. За прошедшее время произошли какие-то подвижки?

– Нас возмущало то, что до этого времени не было даже никакого официального документа, хотя по закону архив должен быть создан еще в 2008 году. В течение недели после аппаратного совещания мэр издал распоряжение о создании архива. Пока он будет размещаться на тех 300 кв. метров, которые уже выделены. Возможно, в 2012г. городской архив займет часть площадей нового здания областного архива.

– Как развивается ситуация со строительством нового здания для краеведческого музея?

– 60 лет решался вопрос по поводу строительства нового здания для музея! Мы изучили все документы и пришли к выводу, что дальше обсуждений вопроса дело все эти годы не шло. Сегодня мой заместитель работает в Москве, в министерстве культуры. В ближайшее время министром должен быть подписан приказ о выделении средств на 2009г. по федеральной программе «Культура России 2006-2009г.г.». Это будет обозначать не просто теоретическое выделение денег. Мы получим приказ, в котором будут прописаны деньги на строительство здания для краеведческого музея, на реставрацию здания Гончаровского музея, дома Языковых, научной библиотеки и так далее.

– То, что федералы деньги выделят, особых сомнений не вызывает. Но вот здесь в Ульяновске, не повторится ли скандальная ситуация, какая была вокруг попытки строительства Троицкого собора?

– Во последнего нашем разговора со специалистами, которые делали экспертизу на месте будущего строительства музея, они подтвердили, что здесь можно углубляться в землю до 4 этажей. В здании дома Языковых сейчас ведутся ремонтные работы, которые предполагают укрепление фундамента. Проектировщики утверждают, что строительство по соседству еще одного здания дому Языковых не повредит.

Не стоит забывать, что фонды краеведческого и художественного музеев это федеральная собственность. Согласно закону, если условия хранения таких ценностей не обеспечены должным образом, если они не используются как выставочные экспонаты, федеральный центр имеет право их изъять у нас и передать другим музеям. А условий для полноценного хранения и экспозиции в нынешнем здании музея нет. Это также заставляет нас торопиться со строительством.

К тому же сейчас есть возможность использовать для строительства федеральные деньги, чего раньше не было. При других обстоятельствах все это ляжет на региональный бюджет. Кроме того, здесь мы получаем уникальный музейный квартал. Буквально в двух шагах друг от друга находятся сразу шесть различных музеев.

– И, тем не менее, уже сейчас проект строительства нового здания для музея вызывает определенное сопротивление.

– На заседании общественной палаты г-н Лытяков задал нам вопрос, почему строительство планируется здесь, а не в другом месте. Мы попросили указать такое место. Нам много чего называлось. Мы бы рады прийти на ул. Минаева или 12-го сентября, хоть с архивом, хоть с краеведческим музеем. Но вся эта земля уже не является собственностью мэрии. Если в свое время были принятые какие-то бездумные решения, земля продана, то это вопрос не к нам, не к культуре.

Против строительства супермаркетов и торговых центров почему-то никто не борется. Они возникают, как грибы после дождя. Никто грудью не идет на трактор и в суд на строителей не подает. А вот на культуре, как считают некоторые, можно отыграться. Потому что культура, она как бы беззащитна, бессловесная. Здесь организаторы протестов пытаются получить политические дивиденды под флагом борьбы за семь срубленных берез. Мне кажется, что в этой ситуации аргументы должны быть не сиюминутные, а стратегические.

Для понимания важности развития сферы культуры порой не хватает интеллекта даже у тех людей, от которых этого ожидаешь менее всего. Недавно в одной из центральных газет было опубликовано интервью с доцентом нашего госуниверситета, краеведом, каким он сам себя считает. В ответе на вопрос о том, стоит ли художественному и краеведческому музею разъезжаться из одного здания, он прямо заявил, что считает – оба музея должны сосуществовать в одном здании и дальше. Так придите в это здание, и посмотрите, в каких условиях они там работают, как хранятся бесценные экспонаты!

– Еще одна стратегическая проблема для музеев, да и для многих других учреждений культуры, это «разрыв поколений». Есть молодые сотрудники, есть пока еще и те, кому уже за 50 лет. А вот сотрудников среднего возраста чрезвычайно мало. Если в ближайшие годы уйдут те, кому сейчас уже за 50 лет, то, когда в 2012г. появится возможность, в том же краеведческом музее, строить полноценные стационарные экспозиции, молодым просто не у кого будет этому учиться…

– Мы знаем об этой проблеме и пытаемся ее решать. В этом году в нашем педуниверситете состоится первый выпуск группы музееведов. Даже если только каждый пятый из выпускников останется работать в музее, будет очень неплохо. В последующие годы также будут выпускаться музейные специалисты.

– А какие меры принимаются, чтобы закрыть возрастной разрыв?

– Еще 2-3 года назад многие специалисты уходили из музеев. В 2007г. мы добились надбавки для музейщиков. Раньше таких надбавок вообще не было. Кроме того, мы сейчас перешли на новую отраслевую систему оплаты труда. Здесь тоже появляется возможность материально стимулировать работников музеев.

– Последний вопрос – что будет дальше с гончаровской беседкой в Винновской роще? И почему никто до сегодняшнего дня не наказан за ее разрушение?

– Следствие возбуждено. Прокуратура дело пока не завершила. Сам факт, что мы, несмотря на все обещания, не открыли беседку, это уже хорошо. Наши специалисты туда выезжают практически раз в 3 дня. Те дорогостоящие материалы, которые были привезены для беседки, строителям не позволили монтировать, так как они не соответствовали ее историческому облику. Сейчас перед нами стоит задача не открыть беседку к какой-то точной дате, а чтобы она действительно была восстановлена в соответствии с проектом.

С уходом настоящих специалистов не только из культуры, но и из реставрационных организаций, сейчас происходит приход людей, которые к реставрации не имели никогда никакого отношения. В 2007г. в области было 3 организации, имевших лицензии на проведение реставрационных работ. В 2008г. таких организаций стало уже 13. Но количество не влечет за собой качество. Произошедшее с беседкой я могу объяснить только непрофессионализмом тех, кто взялись за ее реставрацию. Я думаю, что отвечать придется руководству «Спецпроектреставрации», потому что они нарушили все, что только было возможно.

От редакции. Наверняка, многие суждения Татьяны Александровны вызовут у наших читателей неоднозначную реакцию. Но ведь именно от директора департамента культуры и архивного дела зависит конкретное решение многих вопросов в сфере культуры. К тому же немало проблем не только в деятельности музеев и архивов, но и в работе домов культуры, библиотек, творческих коллективов. Неравнодушных приглашаем к разговору.