4 февраля Георгий Дмитриевич и Эмма Васильевна Курнаковы отмечают бриллиантовую свадьбу. История их семьи одной из миллионов, созданных советскими ребятами, уверенно после победы над фашизмом смотревшими в светлое будущее и не боявшимися голода и тяжелых бытовых условий, – во многом похожа на другие. Но насколько значимой становится каждая деталь, если, подсчитав года, обнаруживаешь, что позади у этой пары шесть десятков лет, проведенных вместе.
«Одумаетесь потом» 60 лет назад, 4 февраля 1949 года, студенты Гога и Эмма шли мимо загса в Саратове.
– Решили зайти и расписаться, рассказывает Георгий Дмитриевич. А там говорят: надо ждать месяц. Я начал выступать: я – участник войны, а она уезжает. Говорят: «Ну и хорошо, что уезжает, одумаетесь потом, зачем спешка».
Но хоть и говорит сейчас бриллиантовый жених, что решение расписаться было спонтанным, 60 лет назад он смог настоять на своем: убедил сотрудников загса зарегистрировать их с Эммой брак немедленно. Скорую свадьбу даже не отметили.
– Тогда у нас друзья как отмечали: пол-литра возьмут, закусят, да и все, – говорит Эмма Васильевна. – А муж у меня и тогда не пил. Да и какой праздник, продуктов-то не было.
Саратов в то время переживал голод.
– Очень тяжело было. Хлеба нам давали по 500 граммов, и это считалось большой пайкой. Мы вдвоем с подругой половину продавали, чтобы еще чего-нибудь купить, а половину оставляли, чтобы съесть, – вспоминает Эмма Васильевна.
От послевоенного поволжского голода решено было отправить Эмму в Челябинск к маме. Потому так и поспешили они со свадьбой, ведь на сколько времени расставались – неизвестно. После отъезда с мужем общались письмами, а воссоединилась семья уже в Ульяновске. Тут появились на свет дети, и тут живут сейчас юбиляры. Но пока – первая страница семейной летописи.
Автомобилестроитель и водопроводчица Встретились Гога и Эмма благодаря учебе. Он, фронтовик, имел право пойти без экзаменов в любое учебное заведение. Выбирал между саратовским университетом и автомобильным политехом. Выбирал придирчиво: проверял все условия учебы, в том числе обращал внимание на наличие общежития.
В университете, несмотря на его солидное название, студентам предлагали жить в подвальном помещении по два десятка человек. В политехе, который тогда курировало руководство страны, было новое общежитие и комнаты на четыре человека. Зашел Георгий в одну такую комнату, а там на кровати сидит парень с аккордеоном, говорит: «Вот это моя кровать, а вон та – твоя будет, поступай сюда». Так он и сделал, а с парнем тем – Иваном Горюшко – потом дружили долго.
Эмма приехала в Саратов из района поступать в пединститут. В школе она часто подменяла учительницу русского и литературы, и та ей настоятельно рекомендовала выучиться на преподавателя.
– В Саратове вышла из поезда и пошла искать пединститут, – рассказывает она. – Иду, спрашиваю, отвечают: «Рядом тут. Там повернете – и будет». А нигде нет его. Пошла в другую сторону – опять то же самое.
Так и не нашла его в первый день, зато еще с тремя девочками из Тамбова познакомилась, которые тоже собирались в институт поступать.
На следующий день пошли все вместе искать институт педагогический. А нашли строительный – в центре города, рядом с оперным театром. Так и решили в него идти учиться. Специальность Эмма выбрала для женщины редкую – начала учиться на сантехника-водопроводчика.
Общежития в институте не было, приходилось квартиру снимать, а со съемным жильем было много проблем, так что они с подругой часто переезжали. Зато на всех постановках в оперном театре побывали. Там на время антракта зрителям, которые выходили погулять, давали квиточки, чтобы по ним обратно запускать. А посетители некоторые с антракта совсем уходили, так что Эмма с подругой по этим квиточкам бесплатно оперу посещала.
Эмма бегала в театр и на танцы, а Гога такие развлечения не очень любил. Но они все равно познакомились. Строительный институт присоединили к политеху и перевели в его здание.
– Так и встретились мы: учились в одном институте, жили в одном общежитии, правда, на разных этажах, – говорит Георгий Дмитриевич.
– Мы как познакомились, она мне сразу понравилась, даже не знаю, почему.
У Эммы было немало ухажеров.
Коля, например, из-за нее сессию завалил, Ваня тоже приглядывался.
Но когда сказала она Ване «проводи меня», признается сейчас Эмма Васильевна, уже знала, что хочет только с Георгием встречаться.
Обмерила дачу Брежнева Стать водопроводчицей Эмме было не суждено. В Челябинске она пошла учиться на преподавателя русского языка. Доучивалась уже в Ульяновске, куда был направлен закончивший институт Георгий. На заводе малолитражных двигателей, который потом стал называться моторным заводом, он начинал мастером, а потом 14 с половиной лет отработал директором. Работал также в горкоме и обкоме. После выхода на пенсию стал заместителем председателя областного Совета ветеранов. Уже много лет Георгий Дмитриевич Совет ветеранов возглавляет.
Эмма Васильевна 18 лет проработала в 40-й школе и больше 20 лет – в первом медучилище.
У Курнаковых – двое сыновей и четверо внуков, все мальчишки. Сыновья – военные, дослужились до полковников, сейчас в запасе. Хорошее воспитание детей – заслуга Эммы, говорит Георгий Дмитриевич.
Она делится секретами обращения с детьми: нужно уделать больше внимания и никогда не бить, если что-то не так, просто сделать замечание.
Домашний уют – тоже заслуга Эммы Васильевны. Георгий Дмитриевич таким вещам мало придает значения, но потом все домашние новшества жены одобряет. А супруга страшная чистюля и всегда замечает каждую мелочь.
Например, привелось однажды Курнаковым отдыхать на даче Брежнева. Тогда апартаменты генсека в Ливадии передали Всесоюзному совету ветеранов. Две из 28 путевок на дачу дали Курнаковым. Месяц жили в особняке генсека, удивлялись тамошней обстановке, спали на кровати Брежнева, а на веранде стояло его кресло-качалка. Так Эмма Васильевна купила сантиметр и все комнаты обмерила – с квартирами особняк было не сравнить. Один балкон в длину оказался 19 метров.
Как 60 лет назад Жили Курнаковы всегда в мире.
Да и когда ссориться: Георгий Дмитриевич все время был на работе, Эмма Васильевна домом занималась и детей воспитывала. На раздоры не оставалось времени. Сейчас, правда, стали возникать споры.
Один из поводов для разногласий – попытки Эммы Васильевны наводить дома чистоту, несмотря на травму. Незадолго до юбилея она сломала предплечье, но остается такой же деятельной, как обычно.
Правда, из-за травмы пришлось отменить торжественное празднование бриллиантовой свадьбы. Также не праздновали Курнаковы золотой юбилей – тогда Георгий Дмитриевич лежал в больнице.
Возможно, в этих совпадениях есть какой-то знак: брак, начавшийся с почти случайного посещения загса и регистрации, сейчас, как и 60 лет назад, обходится без торжественных праздников. Самое главное, что жить счастливо юбилярам это не мешает.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.