23 февраля, по официальной версии, исполняется годовщина подвига героя Великой Отечественной войны Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру фашистского дзота. Но данные исследований, проведенных в последние годы, показывают, что биография героя, возможно, сильно отличается от общеизвестной. Его называют не Александром, а Шакирьяном. Не Матросовым, а Мухамедьяновым. Еще в советское время в «Ульяновской правде» была опубликована статья, упоминавшая о криминальном прошлом Матросова. После этого разразился скандал: автора, учителя истории, вызывали в обком, кричали и грозили, он рано умер. А все дело в том, что статью перепечатала газета в ФРГ, дискредитируя таким образом героя. В общем, вокруг имени Матросова возникало немало версий. Начнем по порядку.

Где его родина?

По официальной и наиболее распространенной версии, Александр Матвеевич Матросов родился в 1924 году в Днепропетровске, рано потерял родителей, отца якобы убили кулаки, воспитывался в Ивановском детдоме Ульяновской области и в трудовой детской колонии Уфы. В октябре 1942 года был призван в армию и направлен курсантом в пехотное училище. В ноябре 1942-го добровольно отправился на фронт.

На самом деле, какой-либо подтвержденной документально информации о довоенной жизни Матросова очень мало. Его анкета была крайне лаконичной:

«Фамилия, имя, отчество – Матросов Александр Матвеевич.

Год рождения – 1924.

Национальность – русский.

Партийность – член ВЛКСМ.

Домашний адрес – г. Уфа, детская трудовая колония, общежитие № 19.

Когда призван в РККА, каким райвоенкоматом – сентябрь 1942 г.. Кировским.

Военная специальность – стрелок-автоматчик».

Вот уже несколько лет башкирский журналист и писатель Рауф Насыров пытается доказать, что настоящее имя Матросова – Мухамедьянов Шакирьян Юнусович. И родился герой не в Днепропетровске, как это значится в официальных документах, а в деревне Кунакбаево Учалинского района Башкирии.

Наиболее подробно о результатах изысканий Рауфа Насырова в 2002 году писала «Парламентская газета». В соответствии с этой версией, отца героя звали Юнусом Юсуповым. Он воевал в гражданскую, вернулся оттуда без ступни, однако, несмотря на инвалидность, довольно быстро женился на одной из кунакбаевских красавиц по имени Муслима. В 1924 году у них родился сын, которому дали имя Шакирьян. А в книге актов о рождении (таков был порядок) записали по фамилии деда – Мухамедьянов Шакирьян Юнусович.

Когда мать умерла, Шакирьяну было не больше шести-семи лет. Спустя какое-то время отец привел в дом другую жену, у которой был свой сын. Жила семья в основном на подаяния. Потом у Юнуса появилась третья жена, и Шакирьян ушел из дома. Куда »точных сведений нет, поскольку бумаги всех детских домов Башкирской АССР начала 30-х годов не сохранились. Но, по некоторым данным, он попал в детприемник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс (Димитровград) Ульяновской области. Там, как пишет «Парламентская газета», и появились его «первые следы», и там он уже был Сашкой Матросовым. Дело в том, что в то время в среде безпризорников существовал закон, который гласил: если ты не русский, тебя будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии, подростки старались изменить свои родные фамилии и имена на русские. Кроме того, устраиваясь в детдом, Александр-Шакирьян якобы сказал, что родился в Днепропетровске. Впоследствии Именно этот город во всех справочниках и энциклопедиях назывался местом рождения Матросова.

В Ивановской режимной колонии, по версии писателя Рауфа Насырова, у Матросова было несколько кличек: Шурик-Шакирьян, Шурик-Матрогон (он любил носить бескозырку й матросскую форму) и Шурик-машинист (это было связано с тем, что он много путешествовал).

В колонию Саша Матросов был доставлен 7 февраля 1938 года. С первых дней ему там что-то не понравилось, и он сбежал обратно в Ульяновский детприемник. Через три дня его вернули назад. В 1939 году, после окончания школы в детском доме, Матросова отправили в Куйбышев на вагоноремонтный завод. Там ему якобы тоже не понравилось, и он ушел. Есть воспоминания, что году в 39-м в Кунакбаево на пару дней появился бойкий молодой паренек в бескозырке и в тельняшке. Он был похож на Шакирьяна, но назвался почему-то Александром Матросовым.

Снова следы Матросова всплыли осенью 1940 года в Саратове. «Парламентская газета» упоминает сохранившиеся до наших дней документы, из которых следует, что народный суд 3-го участка Фрунзенского района осудил его 8 октября по статье 192-й УК РСФСР к двум годам лишения свободы. Матросов был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Матросов, как пишет газета, сидел в трудовой колонии, что в старой Уфе, и отбыл срок «от звонка до звонка», а в конце сентября 1942 года в группе других новобранцев он оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище под Оренбургом. В январе 43-го весь курсантский состав училища был направлен рядовыми на пополнение фронтовых частей. 25 февраля Матросов был зачислен в списки 91-й Тихоокеанской добровольческой морской бригады имени Сталина. А спустя два дня, при взятии деревни Чернушки, он совершил свой подвиг, закрыв телом амбразуру с вражеским пулеметом. Так вкратце выглядит версия, опубликованная на страницах «Парламентской газеты» и основанная «на материалах башкирских газет и книге Рауфа Насырова».

Но есть и третья версия происхождения Саши Матросова. По ней он наш, ульяновский, мальчишка. Сообщение появилось в газете «Известия», корреспонденту которой будто бы удалось переговорить с жителем Ульяновской области, краеведом Александром Толчковым. Его рассказ цитирует интернет-сайт «smi.ru»: «С 1966 по 1969 год он работал редактором газеты Новомалыклинского района Ульяновской области. В 1967 году в газету пришел работник обкома партии Федор Гаврилов и сказал, что Александр Матросов родом из их района. Чтобы это проверить, поехали по селам и стали опрашивать всех, кто носил фамилию Матросов. В результате в деревне Высокий Колок нашелся человек, назвавшийся родным братом матери Александра Матросова, то есть его дядей. Со слов последнего выходило, что мать Александра осталась с тремя детьми – мужа у нее убили в гражданскую. Чтобы спасти их от голода, она отвезла Сашу в Димитровград (раньше он назывался Мелекесс), в детдом. И сдала его туда, чтобы не умер с голода. Саша жил в Мелекессе, потом часть детей перевели в Ивановский детский дом. А его сестра и брат куда-то пропали: работали в колхозе, а потом разъехались».

Но кем бы он ни был – Александром или Шакирьяном, основные моменты его биографии бесспорны. В жизни подлинного Матросова были и Ивановский детский дом, и Уфимская трудовая колония, и работа помощником воспитателя. Он не успел окончить Краснохолмское пехотное училище и погиб в 1943 году. Подвиг Александра Матросова безусловен.

Грудью на пулемет

По официальной советской версии, Матросов бросился на пулемет. Первое сообщение о его смерти звучит так: «В бою за деревню Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается». В перестроечные времена стали говорить о явной несообразности этой истории – человека сбивает с ног даже попавшая в руку винтовочная пуля, очередь из мощного пулемета должна отшвырнуть его на несколько метров.

Писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев считал, что Матросов забрался на крышу дзота и пытался наклонить дуло пулемета к земле. С ним спорит историк Борис Соколов – дотянуться до скрывающегося в широкой амбразуре дула Матросов не мог, скорее всего он пытался расстрелять расчет через вентиляционное отверстие. Отбиваться от него и вести огонь из пулемета немцы не могли: Матросова убили, но красноармейцы получили крохотную передышку, и ее хватило для того, чтобы пересечь простреливаемое пространство.

Вот как вспоминал тот бой его участник Артемьев: «Я не забуду тот жаркий бой под деревней Чернушки. Некоторые люди говорят, будто Матросов зря жертвовал собой. Они думают, что пулеметный дзот можно было тогда подавить артиллерией. Я как раз служил в первой батарее 91-й артиллерийской бригады наводчиком орудия. Утром мы провели артподготовку. Потом в атаку пошла пехота и сразу вынуждена была залечь. Мы попытались уничтожить дзот орудийным огнем. Но это оказалось трудным делом. На поле лежал глубокий снег. Все же на руках перетащили орудие через кусты и выкатили на пригорок, с которого можно было расстрелять фашистскую огневую точку. Враг заметил нас и открыл огонь. Застрочил пулемет. Прямым попаданием снаряда наша пушка была разбита. Выкатили второе орудие – враг накрыл и его. Мы поползли за третьим. И в это время увидели, как наша пехота поднялась и пошла в атаку. Через несколько минут нам стало известно, что автоматчик Матросов бросился на пулемет и закрыл амбразуру своим телом. Все были поражены подвигом отважного воина. Скольких пехотинцев и артиллеристов он спас, пожертвовав своей жизнью!».

Сохранилось письмо, которое писал сам Матросов перед этим боем своей подруге Лиде: «Только что закончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: «Отдыхайте лучше, завтра бой». А я не могу уснуть… Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи… Сегодня комбат рассказал, как погиб один генерал. Если и мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад…».

Об удивительном совпадении писала газета «Красная звезда». По данным издания, в Чернушках, которые стратегическим объектом не были, хотя и перекрывали выходы к железной дороге, закрепились подразделения 197-й немецкой пехотной дивизии. Той самой, офицеры и солдаты которой в сорок первом пытали и казнили Зою Космодемьянскую.

Матросов был 58-м

Есть и еще один спорный момент – точная дата событий. Одни “источники пишут, что свой героический поступок Александр Матросов совершил в двадцать пятую годовщину РККА, то есть 23 февраля 1943 года, другие источники днем смерти Матросова называют 27 февраля. По одной из версий, верной является последняя дата: якобы высокое начальство, узнав о поступке рядового 2-го отдельного стрелкового батальона и решив увековечить его память, посчитало нужным перенести дату смерти героя на 23 февраля, приурочив подвиг ко Дню Советской Армии.

Известно, что Александр Матросов не был первым, кто своей грудью закрыл огневую точку противника. Например, по данным газеты «Дуэль», до событий под деревней Чернушки подобный подвиг совершили 98 бойцов Красной Армии. А по информации «Парламентской газеты», Матросов был 58-м. Символом героизма 19-летнего воина сделала судьба.

Первым о подвиге рядового рассказала дивизионная газета. Потом материал попал в центральную прессу. С тех пор это имя стало у всех на устах. 27 февраля 1943 года прямо с места события агитатор политотдела старший лейтенант Петр Волков на листке школьной тетради написал: «Начальнику политотдела 91-й бригады добровольцев-сибиряков… Нахожусь во втором батальоне. Наступаем… В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Подробности сообщу по возвращении».

Софья РЫЖОВА.

Источники: «peoples.ru», «smi.ru», «as-nashekino.ru», «newsru.com».