В номере за 5.02.2009 г. мы сообщили, что президент РФ внес в Госдуму законопроект, позволяющий главам регионов инициировать удаление от власти мэров населенных пунктов. Наша заметка об этом вышла под соусом, что новый закон губернаторы используют, скорее всего, для перекладывания ответственности (за кризис, в частности) на других. Но есть, как водится, у закона и вторая сторона: без него не удастся, вероятно, покончить с тем политическим развратом, который установился в российской системе власти. Два свежих примера из ульяновской практики.

На днях стало известно, что в мэрии Ульяновска сотрудникам не выплачивают премию за 2008 год и делается это по распоряжению главы области Сергея Морозова. Мэру Сергею Ермакову не осталось ничего другого, как подчиниться и выполнить распоряжение, обидев своих собственных подчиненных. Ничего, дескать, не поделаешь – субординация.

Другой пример. В эти же дни губернатор подписал распоряжение, в котором рекомендовал главам муниципальных образований (в том числе, конечно, и Ермакову) заморозить тарифы на услуги ЖКХ на уровне 2008 года, сказав, что сейчас ничего более важного для поддержки населения нет. Как отреагировала ульяновская мэрия?

Никак, она глухо молчит, уведомив, как ни в чем не бывало, жителей о выросших с января расценках.

А как же субординация?

Тоже никак. Сложившуюся ситуацию мэрия нашла, видимо, крайне удобной, чтобы морочить населению головы. Непопулярные решения она, ссылаясь на губернатора, охотно исполняет, как с упомянутыми премиями, и разводит руками, показывая, что не виновата. Виноват губернатор – на него и следует сотрудникам горадминистрации обижаться.

Решения же главы области, для людей популярные, мэрией игнорируются – со ссылкой уже на независимость от областной власти, которая в этом случае мэрии, получается, не указ. Хотя речь идет всего лишь об оставлении на уровне прошлого года нехилых прибылей хозяев монополий и прочих олигархов, занятых поставкой жителям услуг ЖКХ.

Выбранная мэрией тактика – верх хитрости, позволяющей горадминистрации уходить от какой-либо ответственности. Даже в период надвигающегося сложнейшего кризиса. Кризис еще впереди, и область, возможно, лучше понимает его суть и лучше видит его будущие последствия для людей. Мэрия же живет в своей реальности, заботясь о доходах монополистов и закрывая глаза на нужды населения. Побочным эффектом такой тактики становится полная декоративность фигуры губернатора, который, как выясняется, бессилен влиять даже на такие болезненные проблемы.

Вот с этим надо кончать. Мэры должны быть лишены возможности лавировать в поисках самого антинародного решения, а губернаторы должны отвечать за то, что объявляют. Тем самым будет исключена и практика сепаратных договоренностей губернаторов с мэрами. Можно ведь допустить, что Сергей Морозов с Сергеем Ермаковым условились, что последний распоряжение по премиям выполнит, а по тарифам проигнорирует. Покраснеешь, дескать, пять минут и забудется.

Словом, сложившаяся система взаимоотношений властей не нормальна и с ней надо что-то делать.

Может, и в самом деле подчинить мэров губернаторам, поскольку опыт показывает, что принципы демократии используются однозначно против населения. Эти принципы служат всего лишь ширмой. Не больше.

Василий МЕЛЬНИК