В интервью директора департамента культуры и архивного дела Ульяновской области Татьяны Ившиной «А на культуре можно отыграться?» («ДЗ» №3 28.01. 2009г.) изложена простая и понятная позиция: Ульяновску необходимы архив и современный музей. Евгений Лытяков, член движения «За достойную жизнь», председатель городского общественного Совета инициативных групп граждан против уплотнительной застройки – организатор протестов против строительства. Сегодня мы публикуем его интервью.

– Вы из тех, кто «пытаются получить политические дивиденды под флагом борьбы за семь срубленных берёз». Вам не стыдно?

– Вся деятельность госпожи Ившиной показывает, как «отыгрывается на культуре», прежде всего она сама. За время ее правления культура области не может похвастаться сколько-нибудь заметными успехами. Конечно, в том, что в полный упадок пришли сельские клубы, жалкое состояние влачат музеи, вина не одной только Ившиной. Но ведь в народе есть пословица: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Высокой должности пристало соответствовать: нужны организаторские способности, умение убеждать и требовать, не бояться потерять кресло в отстаивании интересов развития культуры. К сожалению, в интервью Татьяна Александровна не говорит, насколько адекватны принятые в её департаменте решения интересам культуры.

– Она говорит о конкретных проблемах. Зачем вы мешаете их решать?

– Человек, не знакомый с проблематикой строительства архива и музея, прочитав статью, действительно, проникнется доверием к добреньким чиновникам, которые от всей души хотят построить хорошие здания, создать замечательные условия для работы, а какие-то общественники этому мешают. Всё было бы правильным, если бы не подмена понятий. Татьяна Александровна приписывает мне вопрос: «Почему строительство планируется здесь, а не в другом месте» и тут же аргументирует «объективную» необходимость своего выбора.

На самом же деле на заседании Общественной палаты вопрос звучал так: почему у нас любое строительство пытаются вести в «зелёной зоне»? Я назову истинную причину: это очень лакомые кусочки городской территории. К скверу за домом поэта Языкова тянулись шаловливые ручонки бизнесменов ещё из окружения губернатора Шаманова. Вышел облом. Потому что этот участок продать никак нельзя: он находится в окружении памятников федерального значения.

Избран другой путь – пустить участок под строительство первоначально некоммерческих объектов. Два года тому назад за домом Языкова хотели построить архив. Первый состав Общественной палаты, градостроительный совет, на заседании которого присутствовали не только архитекторы-коммерсанты, но и краеведы, историки, решили единодушно: строить на этом месте ничего нельзя по ряду причин. Первая: это мемориальное место. Известный краевед Жорес Трофимов считает, здесь место только для восстановленной усадьбы Языковых. Вторая: архитектурное несоответствие. Здание архива по масштабам настолько превосходит размеры исторического памятника, что дом Языкова смотрелся бы на фоне архива, как собачья будка.

– От архива сквер вы отбили. А чем же музей-то вас на этом месте не устраивает?

– Прошло совсем немного времени после «архивного дела» и опять в коридорах власти возникла идея ликвидировать сквер, построить здесь музей, благо, что распоряжение мэра о выделении этого участка под проектные работы имеется. Мы, группа физических лиц, подали заявление в суд об отмене этого распоряжения мэра. Почему мы против? По той же самой причине: не хотим, чтобы архитектурный и исторический памятник потерялся у подножия гигантского комплекса.

Но самое главное – нельзя допустить нарушение закона. Ведь планируется застроить участок, официально признанный «зелёной зоной», его защищает федеральный закон об охране природы. Удивительно, почему чиновники ранга госпожи Ившиной и выше, поставленные государством на свои посты, чтобы обеспечивать соблюдение закона, сами же грубо попирают его?

Активность лобби строительства в запретной зоне мне понятна. Сейчас в процессе утверждения находятся охранные зоны трёх памятников: два федерального значения – музей Языкова и здание музыкального училища – бывшая Городская Управа, и регионального значения – дом Шатрова, где сейчас находится ЗАГС. Как только статус охранных зон будет утверждён на федеральном уровне, к ним уже подступиться будет невозможно. Из рук уходят лакомые куски с перспективой перепродажи под предлогом, например, отсутствия средств на строительства музея.

– Власть прислушалась к голосу общественности, строительство архива намечено вести на пересечении улиц Кирова и Пушкинской. Но вам ведь и это не нравится?

– Под строительство архива выбран опять спорный участок в зелёной зоне. Жильцы близлежащих домов уже провели несколько активных акций протеста. Напрасно госпожа Ившина считает, что большинство жителей дома №20 по улице Кирова против строительства не возражают. Точно также считал бывший министр строительства господин Малиновский, приехав в августе прошлого года на улицу Промышленную 36, а обернулось всё гражданским неповиновением, перекрытием транспортных магистралей.

– Директор департамента упрекает общественность в том, что против строительства супермаркетов и торговых центров никто не борется

– Наша пресса, к сожалению, избирательно освещает проблемы строительства гражданского общества. Наверное, поэтому директор департамента не знает о митингах протеста против строительства автозаправочной станции в Заволжье, против развлекательных объектов на бульваре Фестивальный, о сходах граждан на улице Отрадной. За прошлый год имели место более 20 случаев активного протеста. Зачем вынуждать людей на новые акции? Не лучше ли принимать такие решения, которые во всех отношениях полезны. Это и будет признаком той самой культуры, развивать которую государство поставило госпожу Ившину.

– А у вас и ваших единомышленников хватает интеллекта для понимания важности развития сферы культуры? В своём интервью директор департамента культуры и архивного дела в этом сомневается.

– Госпожа Ившина бросает тень сомнения на конкретного человека по поводу уровня его интеллекта. Поэтому не о себе, а о нём скажу несколько слов. Сергей Борисович Петров – доцент госуниверситета, кандидат философских наук. Краевед, но не только потому, что сам себя таковым считает, а по причине основного рода занятий и признанию компетентных в этой области учёных. Татьяна Александровна в Ульяновске человек новый, приезжий, но ей как библиотекарю по специальности и директору департамента по должности следовало бы знать круг действительно культурных людей области поимённо и со всеми их регалиями.

Кстати, краевед никогда не говорил о том, что надо краеведческий и художественный музеи так и оставить в существующем здании. Он говорит об одном здании, как о комплексе будущего музея.

– Так где же строить архив и музей?

– Архив, например, можно строить рядом со зданием той же Германовской церкви, в котором он находился. Вокруг – частный сектор, ветхое жильё. Есть программа по переселению людей из таких домов, выделены деньги. Дать ульяновцам достойное жильё, а на месте их домишек можно строить архив. Но такие участки отдаются под строительство коммерческого жилья.

Прекрасное место под строительство – набережная Свияги, угол улиц Минаева и 12 Сентября, площадка под бывшим кинотеатром «Рассвет». Да, эта земля имеет собственников, но все они люди известные и при определённых условиях могли бы пойти на достойный обмен земельными участками.

Если в культуру не играть, а работать, то и отыгрываться незачем будет.

Вопросы задавал

Владимир ФИЛИМОНОВ