Противоположные точки зрения заняли губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и его коллега из Нижегородской области Валерий Шанцев по поводу привлекательности двигателей Ульяновского моторного завода. По мнению Морозова, «Газели», оснащенные такими двигателями, станут хорошо раскупаться. Шанцев считает, что наоборот. Сергей Иванович ратует в условиях кризиса за более дешевую продукцию, Валерий Павлинович – за более качественную. Заочный спор двух губернаторов вызван сегодняшними взаимоотношениями автомобильных (УАЗа и ГАЗа) и моторных (УМЗ и ЗМЗ) заводов. В советское время Заволжский моторный завод (ЗМЗ) являлся «спутником» ГАЗа, а Ульяновский (УМЗ) УАЗа, по территориальному признаку. Моторостроители выпускали подходящие для своих головных предприятий двигатели. Но в годы перестройки холдинг Алексея Мордашова приобрел УАЗ и ЗМЗ, а компания Олега Дерипаски – ГАЗ и УМЗ. В итоге предприятия-смежники, находящиеся в одной области, стали принадлежать разным хозяевам. И началось противостояние интересов. Автозаводы принялись регулярно критиковать двигатели своих привычных поставщиков (в основном за качество и дороговизну), грозясь целиком перейти на продукцию моторостроителей из родственных холдингов. В начале почти каждого года ценовые споры между ГАЗом и ЗМЗ, например, доходили чуть ли не до разрыва отношений, но компромисс в конце концов все-таки достигался. Ведь изначально ульяновские движки были «заточены» под «уазики», а заволжские – под «Волги». Тот же УАЗ активно использовал до последнего времени недорогие двигатели УМЗ, оснащая ими простые модели для покупателей, которых в первую очередь интересовали проходимость вездеходов и низкая стоимость. Наступивший кризис обострил отношения между холдингами. В 2009 году ЗМЗ не стал повышать стоимость своих двигателей для «Газелей» по сравнению с 2008 годом. Зато «Группа ГАЗ» предложила уменьшить эту цену на 40-50 процентов, аргументируя тем, что без снижения цен объем продаж «Газелей» в условиях кризиса не сохранить. Стороны не пришли к согласию. Тогда «Группа ГАЗ» в конце января начале февраля объявила, что Горьковский автозавод переводит в 2009 году оснащение своих легких коммерческих автомобилей («Газелей» и «Соболей») на более дешевые двигатели (доведенные якобы до нужного уровня) родственного УМЗ, что позволит снизить отпускную цену «Газелей» на 10 процентов. Такое решение «Группы ГАЗ» не одобрил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Его слова, которые приводит информагентство НИА «Нижний Новгород», содержат резкие оценки: – Позиция ЗМЗ более правильная, чем позиция Горьковского автозавода. Нужно в условиях кризиса сближать позиции, а не отдаляться друг от друга. ГАЗ еще в прошлом году опытную партию автомобилей с ульяновскими двигателями выпустил. С февраля по август эти машины простаивали в дилерских центрах, в конечном итоге на них поставили двигатели ЗМЗ (позже в руководстве «Группы ГАЗ» заявили, что никакого переоборудования не производили – авт.). Если кто-то хочет делать бесполезную работу – пусть делает. Ульяновские двигатели обладают более низким качеством, меньшим ресурсом и большим расходом топлива. По сути, это превращение денег в металл. Двигатели Ульяновского моторного завода снизят спрос на машины ГАЗа. Иного мнения придерживается губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Областная прессслужба распространила следующее заявление Морозова: – «Группа ГАЗ» сделала самый верный шаг в сегодняшней ситуации, от которого выиграют все: и производитель, и потребители. Ульяновский двигатель уже сегодня на 25 процентов дешевле мотора ЗМЗ. Сейчасспециалисты Ульяновского моторного завода работают над сокращением затрат, чтобы снизить стоимость двигателя еще на 32 процента. В условиях кризиса потребитель голосует кошельком за более дешевую продукцию, так что «Газели» с новыми двигателями будут брать хорошо. Решение о переходе на комплектацию легких коммерческих автомобилей ГАЗа собственным двигателем в кризисной ситуации абсолютно логичное, поскольку позволяет полностью управлять себестоимостью автомобиля. Данное решение позволит сохранить рабочие места как на ГАЗе, благодаря активизации продаж «Газелей», так и на УМЗ, производство которого будет загружено на полную мощность. В этом году компания «Соллерс», куда входит УАЗ, не подтвердила заказ на ульяновские двигатели, начиная со II квартала до конца 2009 года. Лишившись основного заказчика, УМЗ мог просто встать. Грамотные решения руководства «Группы ГАЗ» безусловно благоприятно скажутся на социальном климате и Нижегородской, и Ульяновской областей. Морозов в этой ситуации выглядит более толерантным руководителем: радуется и за ульяновский завод, и за нижегородский, в то же время не понуждая публично УАЗ приобретать моторы у земляков. Шанцев, в свою очередь, смотрится патриотичнее: для него главное, чтобы предприятия Нижегородской области, где он работает, взаимодействовали, поддерживали друг друга. Ну а кто из двух губернаторов окажется прав насчет спроса на «Газели» с ульяновскими двигателями – рассудит время. Между тем диалог ГАЗа и ЗМЗ о дальнейшем сотрудничестве еще не завершен. В случае необходимости Шанцев попросил подключиться к ситуации вице-премьера РФ Игоря Сечина, чтобы через руководителей холдингов прийти к соглашению. По оценкам специалистов, окончательного разрыва между предприятиями компаний «Группа ГАЗ» и «Соллерс» все-таки не случится. Владимир ПУГАЧЕВ Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
GoDZilla
Это нормально – каждый сверчок хвалит свой шесток. Только вот вес фигуры-сверчка Шанцева потяжелее будет…
Udav
Львы дерутся – мыши дохнут!