Сейчас в бывшем СССР остались фактически две самолетостроительные фирмы – в России это «Туполев», в Украине – «Антонов». Обе фирмы сошлись на ульяновском ЗАО «Авиастар-СП», производившем в прошлом «АН-124-100» («Руслан») и производящем сейчас лайнеры серии «ТУ». Российские и украинские строители самолетов говорят о кооперации – с целью ускорить повышение конкурентоспособности машин и разработки новых моделей. Дабы не упустить рынок и не исчезнуть.
Конкурентоспособность, впрочем, и сейчас считается специалистами достаточно высокой. В частности, самолета «ТУ-204», получившего недавно международный сертификат. «ТУ-204» по своим характеристикам и по вместимости равнозначен аэробусу «А-321» Этот проект всем в стране и поддержать бы, пока «Авиастар-СП» не утратил базу и не растерял специалистов. Но недавно прошло сообщение, что «Аэрофлот» запланировал покупку 20 самолетов… «А-321», как раз аналога «ТУ-204». Российские авиастроители считают планы руководимого зятем Бориса Ельцина – Валерием Окуловым – предприятия прямым ударом по отечественной промышленности. Если наши самолеты не нужны нашим же авиакомпаниям, кому тогда они вообще будут нужны?
В «Аэрофлоте» есть, насколько помнится, и государственный пакет акций, но голос государства в этом споре не слышен. Если о чем и говорят в правительстве, то о военных самолетах.
Выпускающим их заводам обещана крупная финансовая помощь. Вокруг гражданских – тишина. Тот же «Авиастар-СП» бьется практически в одиночку, пытаясь получить заказы в других странах. На Кубе, например, но на одной Кубе не выедешь.
Можно, конечно, понять и руководство «Аэрофлота». Оно заинтересовано в качественных машинах, но если «ТУ-204» уже так хорош, как о нем говорят, почему не меняются приоритеты компаний? Или «ТУ-204» пока еще не так хорош, как о нем говорят?
Василий МЕЛЬНИК.